Фото Sean Gallup/Getty Images
В воскресенье французский президент Эмманюэль Макрон приедет в Берлин, где встретится сначала с федеральным президентом Франк‑Вальтером Штайнмайером, а затем с канцлером Ангелой Меркель. Судя по всему, визит не был заранее запланирован и его причиной стало недопонимание немецкими политиками недавнего заявления Макрона о «смерти мозга НАТО».
Замечание Макрона, связанное с критикой им позиции президента США Дональда Трампа, занимающего, по мнению многих европейских политиков, все более изоляционистские позиции, натолкнулось на острую критику в Германии. Как считает Макрон, отсутствие координации с европейскими союзниками при принятии США стратегических решений фактически означает, что Вашингтон перестал быть надежным партнером, и это вызывает необходимость большей самостоятельности Европы при планировании своей стратегии безопасности.
Однако именно в Германии, которая после ожидаемого выхода Британии из ЕС остается вместе с Францией ведущей силой сохранения евросообщества, против позиции Макрона выступила канцлер Меркель. Она назвала НАТО «центральной осью нашей (немецкой и европейской обороны). При этом Меркель, согласно немецкому информационному агентству n‑tv, указала на так называемое структурное сотрудничество большинства стран ЕС в сфере политики обороны и на совместное развитие систем вооружений, чтобы активизировать свои силы и повысить эффективность сотрудничества.
Более четко позицию правительства ФРГ отразил министр иностранных дел Хайко Маас в интервью журналу Spiegel. По его мнению, Германия не может идти собственным путем ни в отношении Москвы, ни в других вопросах. Более того, он попытался заверить и Польшу, и балтийские государства, что Германия их потребности в вопросах безопасности воспринимает как собственные. В этом плане он предлагает рассматривать будущее Европы не как поиск следующей модели (после НАТО. – «НГ»), а как «мотор к возрождению трансатлантического партнерства». Именно под этим углом зрения Маас и предлагает рассматривать все идеи по усилению обороноспособности Европы.
К числу этих идей относится появившиеся с легкой руки немецкого министра обороны Аннегрет Крамп‑Карренбауэр создание европейского Совета безопасности. Маас предлагает рассматривать Совет не как франко‑германский проект, а как идею всех стран, входящих в ЕС. Более того, по мысли немецких атлантистов, Лондон должен найти свое место в будущем военном партнерстве стран ЕС, которое станет дополнительной подпоркой для НАТО. Маас полагает, что только таким образом можно обеспечить безопасность в Европе. Однако за этим, по сути дела, стоит углубление раскола Европы на два противостоящих вооруженных до зубов лагеря. Таким образом, ситуация все более и более начинает напоминать ситуацию, которая складывалась до падения Берлинской стены, когда мир носил биполярный характер.
За усилиями немецких атлантистов стоит прежде всего неверие в способность Европы играть самостоятельную и, главное, независимую от США роль на мировой арене. Кроме того, ими руководят вполне прагматические соображения о том, что президентство Дональда Трампа не вечно, и рано или поздно отношения Европы с США вернутся на круги своя под руководством нового американского лидера. Другими словами, Европа продолжит играть роль младшего партнера США.
Насколько такой подход устроит Макрона, покажут берлинские переговоры. В любом случае России, продолжающей в своей европейской политике делать ставку на Германию, стоило бы более критически относиться к выбору партнеров на будущее.
комментарии(0)