Фото pixabay.com
То, что сначала выглядело как междоусобное столкновение чеченских банд, приобретает под влиянием прессы черты заказного политического убийства.
В пятницу в самом центре Берлина – неподалеку от Бундестага и дипломатических представительств – в парке, известном под названием «маленький Моабит», было совершено убийство. В полдень, проезжая мимо своей жертвы на велосипеде, убийца выстрелил ему в голову и скрылся. По сообщению газеты Berliner Morgenpost, ссылающейся на свидетелей, после выстрела он спешился и совершил контрольный выстрел в голову.
Убийца использовал 9-мм пистолет с глушителем. Поэтому на него сначала никто внимания не обратил. Затем злоумышленник переоделся там же в парке и выбросил одежду и пистолет в протекавшую рядом реку Шпрее, а велосипед оставил у ближайшей парковой скамейки. Потом убийца сел в поджидавший его автомобиль.
И пистолет, и брошенная одежда были найдены полицией. Это указывает на то, что в парке скорее всего были установлены камеры видеонаблюдения. Именно поэтому 49-летний гражданин России чеченского происхождения был вскоре, буквально через несколько часов после убийства, задержан. Он въехал в Германию за день до совершения преступления. По данным немецкого информационного агентства N-tv, убийца пока отказывается давать показания. Как пишет Bild, при задержании он якобы сказал, что хочет поговорить с представителем российского посольства. В рюкзаке у него нашли порошковый перец – следователи считают, что с его помощью подозреваемый пытался сбить со следа служебных собак.
Убитым оказался 40-летний гражданин Грузии из Панкисского ущелья, где, как известно, проживает значительная чеченская колония. Немецкие средства массовой информации дают его имя как Зелимхан К. Понятно, что имя имеет скорее чеченские, чем грузинские корни. По данным газеты Bild, убитый считался в полиции лицом, связанным с исламистскими группировками. Однако, как сообщает журнал Spiegel, в окружении убитого отрицают эту связь и утверждают, что он активно сотрудничал с грузинскими спецслужбами. Подтверждено, что он «боролся с российским влиянием в Грузии».
Полиция первоначально исходила из двух версий случившегося. С одной стороны, криминалисты предполагали, что речь идет о борьбе между чеченскими бандами за передел сфер влияния в Берлине. По данным опубликованного в мае обзора Федерального криминального ведомства полиции, в Германии действуют многочисленные чеченские банды, часто состоящие из членов одной семьи. Они занимаются торговлей наркотиками, вымогательством и кражами. Полиции известны по меньшей мере 200 авторитетов из этого сообщества, которые связаны не только с криминальным бизнесом, но и с исламистскими кругами.
С другой стороны, полиция не исключает возможности того, что за случившимся стоят спецслужбы. В этой связи называется российская военная разведка ГРУ. Как пишет Berliner Morgenpost, убийство очень напоминало казнь. В пользу второго предположения говорит образ жизни убитого. Spiegel утверждает, что на него уже было однажды совершено покушение в Тбилиси, после которого он бежал в Украину, где сотрудничал с местными спецслужбами «в борьбе против российского влияния». Однако после очередного покушения эмигрировал в Германию. Spiegel утверждает далее, что убитый стоял в так называемом «списке смерти» Рамзана Кадырова.
Конечно, постороннему наблюдателю трудно оценить, что на самом деле стоит за убийством в Берлине грузинского гражданина чеченского происхождения. Конечно, вряд ли стоит приписывать его российским спецслужбам, поскольку понятно, что скорее всего им известно и о наличии камер видеонаблюдения вблизи Бундестага, где было совершено убийство. Как и об усиленной охране прилегающей к правительственному кварталу и посольствам местности. Тем более что жертва преступления не первый день находится в Германии и лишь недавно, по сообщению Spiegel, переехал из земли Бранденбург в Берлин.
Не вызывает сомнений, что совершение покушения в таком месте было бы признаком непрофессионализма. Хотя надо признать, что именно в непрофессионализме ГРУ и упрекают и британские, и другие спецслужбы, если вспомнить приписываемые ему покушение на Скрипалей или убийство Яндарбиева в Дохе в феврале 2004 года. Тогда факт принадлежности арестованных и затем осужденных в Катаре «подрывников» к российским спецслужбам признал 26 февраля 2004 года в специальном заявлении, обращенном к властям эмирата, тогдашний и.о. министра иностранных дел РФ Игорь Иванов. Несомненно, что российская карта будет сейчас активно раскручиваться противниками восстановления нормальных отношений с Россией и может даже послужить поводом для усиления санкционного давления на Москву.
В этих условиях со стороны России, наверное, потребуется достаточно твердое заявление об отношении к происшедшему в Берлине. Хотя и понятно, что по каждому убитому в бандитских переделках заявлений не напасешься.
комментарии(0)