Фото сайта wikipedia.org
Министр обороны Украины Степан Полторак предложил президенту Владимиру Зеленскому начать частичный демонтаж ракетного крейсера «Украина», который строят на «Николаевском судостроительном заводе» ещё со времен СССР и до сих пор не могут достроить. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на сайт «Сегодня».
«Крейсер сейчас находится в таком состоянии, что вооружение и оснащение непригодны к использованию… Задачи, которые возложены на данный крейсер – сопровождение авиаударных группировок на большие расстояния. Задач таких в Украине нет, потому его использование в качестве крейсера считаем нецелесообразным и предлагаем рассмотреть возможность его демилитаризировать», – сказал Полторак президенту Владимиру Зеленскому после того, как они посетили корабль.
Ранее государственный концерн «Укроборонпром» сообщил об остановке работы завода в Николаеве из-за отсутствия средств на выплату зарплаты работникам. По утверждению госконцерна, работа завода оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказывается возмещать ему средства на содержание недостроенного ракетного крейсера «Украина», доставшегося украинской армии в наследство от СССР. По данным «Укроборонпрома», счета завода арестованы, задолженность по зарплате составляет более 58 млн гривен (2,1 млн долл.).
Министр отметил, что некоторое рабочее оборудование можно использовать в качестве деталей для кораблей, уже находящихся на вооружении. Он заявил Зеленскому, что нужно выносить на заседание правительства вопрос о «демилитаризации» крейсера.
Как напоминает портал Flot.com, Крейсер «Украина» (ранее – «Адмирал Флота Лобов», проект 1164 «Атлант») заложили летом 1984 года по заказу Военно-морского флота СССР и спустили на воду 11 августа 1990 года. С 1 октября 1993 года его вывели из состава российского флота и перевели в собственность Украины. Достройка корабля то приостанавливалась из-за отсутствия финансирования, то продолжалась, но в итоге работы завершены примерно на 95%. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук 17 марта 2014 года выступил с заявлением о необходимости немедленной продажи корабля, объяснив это тем, что у государства нет средств на достройку крейсера, а его содержание стоит бюджету ежемесячно свыше 6 млн гривен (почти 225 тыс. долл.).
В ВМФ России в стою находятся три корабля данного проекта. Это флагманы Черноморского и Тихоокеанского флотов «Москва» (а данный момент находится в длительном ремонте /armies/2018-07-17/100_moscow170718.html) и «Варяг», а также «Маршал Устинов (Северный флот). Любопытно, что с 1989 по 1995 год «Варяг» назывался «Червона Украина». Кстати, «Маршал Устинов» в этом году участвует в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Заметим, что в 2010 году готовность «Украины» составляла 95%. Командование ВМФ России даже изучало возможность покупки корабля и его достройки. В 2010-х годах велись переговоры о продаже крейсера России. На встрече президентов Украины и РФ 17 мая 2010 года в Киеве главы государств договорились о достройке крейсера с помощью российской стороны, а в июне командование Военно-морского флота РФ заявило о возможности покупки крейсера для ВМФ России. В марте 2011 года тогдашний министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что ракетный крейсер российская сторона возьмет только даром. И только после этого будут рассматриваться различные варианты участия украинских компаний в достройке корабля. К 2013 году было даже достигнуто соглашение о продаже с частичным ремонтом на Украине и вооружением в России. Киев еще долго торговался, но в итоге остался со своим вечным недостроем.
Но потом, как известно, случился майдан. В итоге корабль, судя по всему, просто пустят, как говорят моряки, «на иголки». И обойдется это бюджеты Украины в огромные деньги.
P.S. «Отправить на иголки» – исключить корабль из состава флота и отправить на завод для разделки и резки (значит, в отстой). Как пишет автор книги «Словарь морского жаргона» Николай Каланов, со времен Петра Первого в приказах по морскому ведомству писали – «Списать такой-то корабль на дрова». Когда появились железные корабли их стали списывать «на иголки». Кстати, когда появились паровозы, про них стали говорить – «порезать на гвозди».
В 1834 году, когда в военном флоте не было еще ни одного металлического корабля и к самой идее металлического судостроения относились с недоверием, в России Александрийский литейный завод спустил на воду корабль, целиком сделанный из металла. Это была первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Через четыре года её списали. Наверно, с тех пор и пошли корабли «на иголки». Почему выражение «на иголки» прижилось у моряков? Здесь примечательная для русского языка аллюзия и игра слов. Есть выражение «на иголки» – значит, шутливо, дать (получать) деньги на мелкие покупки, расходы. «Здесь небольшая сумма от меня вам на иголки (Тургенев, «Несчастная»). Корабли отправляли «на иголки» не моряки – а сухопутные-зелёные и делали они это со злорадным удовольствием – «так, мол, вам, морякам и надо».
Получается, для моряков выражение «на иголки» становится ещё обиднее. Отправить мощные боевые корабли «на иголки» – т.е. сделать из них безделицу (что-то незначительное и не важное), которая годится только «на иголки» – мелкие расходы. А чтобы ещё больше обидеть-уколоть моряков, говорят – «пустить на патефонные иголки» – т.е. на звук, болтовню, пшик.
комментарии(0)