Фото агентства городских новостей "Москва"
Много шуму наделало заявление проректора Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС) Ивана Федотова об учителях. Во время своего выступления в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге экономист, в частности, рассказал об эксперименте сотрудников своего вуза, которые задались целью обучить учеников и педагогов столичных школ проектному управлению.
Оказалось, что ученики способны к восприятию нового, а учителя – нет. Они, по заявлению проректора, «отвратительны», не хотят развиваться. В каждой московской школе, по мнению Ивана Федотова, сегодня работают всего лишь пять «звездных» учителей, учиться у которых хотят все. Остальные же – это «серая масса», «закомплексованные неудачники», которые, по его убеждению, «в принципе не способны развиваться и не могут научить детей ничему».
Проректору ответил замминистра Минпросвещения Павел Зенькович, который назвал лицемерием рассуждения о будущем образования без уважения к учителям. И спустя некоторое время проректор поспешил заявить, что выступление на форуме отражало его личную позицию, а не было выработанным коллегиальным мнением академии.
На самом деле при всей резкости высказывания (оставим это на совести автора) слова проректора не были лишены смысла. Учителям действительно сложно подойти к новым формам урока. Перестроиться мгновенно, как это умеют делать те же экономисты, имеющие дело исключительно с цифрами и документами, они не могут. И знания предмета у учителей действительно должны быть глубже. Именно в этом направлении им нужно над собой работать. Только вот когда? Большинство из них заняты на работе, как рабы на галерах.
На меня огромное впечатление произвели снимки и подписи к ним американского фотографа Питера Рада, который честно рассказал, чем занимаются учителя Америки после школы. Они, судя по репортажу, идут работать, потому что их зарплаты педагога хватает ровно на то, чтобы поесть. На «личное развитие» и даже примитивные досуговые радости рядовому учителю Америки нужно еще заработать. Причем подрабатывают эти люди, как правило, не репетиторами. Это сложно. Они выбирают работу, не связанную с детьми: продавца в книжном магазине, устричного фермера, билетера, водителя, дрессировщика собак и т.д.
Не будем здесь примериваться к жизни наших столичных учителей, они скорее всего приятное исключение из правил. Их зарплату можно назвать зарплатой. Но зарплаты большинства учителей в глубинке хватает только на еду. И в отличие от американских коллег они не имеют возможности устроиться на дополнительную работу. И не только потому, что нет рабочих мест, а просто потому, что у нас еще и другой менталитет.
Например, мне в регионах учителя говорят, что они даже на общественный пляж опасаются ходить: кругом ученики и их родители. Снимут в купальнике, разместят в соцсетях, «позору не оберешься». А устройся билеты в кассе продавать, рассуждают они, и вовсе последнее уважение к себе растеряешь. Таков он, наш менталитет. Поэтому работать, работать и работать... в своей же школе. Ставки, дополнительные уроки, репетиторство. Продохнуть некогда, какое уж тут развитие!
Региональное пермское издание 59.ru недавно опубликовало материал с выступления Светланы Мишлановой, преподавателя педагогики с 30-летним стажем, на общественном фестивале «Мосты». Хорошее выступление, педагоги его обсуждали в соцсетях. В принципе ее эмоциональное выступление перекликается с высказываниями проректора РАНХиГС. Просто она находит другие слова, чтобы, не оскорбив, донести до общественности тот же самый посыл. А заключается он в том, что учителей с горящими глазами сегодня в школе мало. Что поделать, учитель – массовая профессия. И надо смотреть на вещи здраво, говорит она. К детям, по ее мнению, приходят люди, которые работают в школе, «потому что их больше никто никуда никогда не возьмет! И это серьезная общественная беда».
Только ведь других учителей не будет. И надо помочь тем, кто уже пришел к детям. Дать им в руки реальные инструменты, рассуждает Мишланова. Показать, как вести себя в ситуации буллинга. Как разрешать конфликты? Что делать с очень талантливыми детьми? Что делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? «Нет ничего проще, чем закидать учителей камнями, – говорит учительница. – Они держат оборону на переднем фронте. Либо мы им помогаем, и тогда мы с них требуем. Либо если мы их бросили перед всем этим маразмом государственным, перед всем этим унижением, на которое они обречены, то мы не вправе с них требовать».
комментарии(0)