Фото Adam Berry/Getty Images
Если посмотреть на опубликованный в выходные дни журналом Focus список наиболее популярных немецких политиков, то лишь в конце первой десятки можно обнаружить трех социал-демократических политиков: Катарину Барли (она избрана в Европарламент), отставника Зигмара Габриэля и вице-канцлера Олафа Шольца. Излишне говорить, что список возглавляет один из лидеров зеленых Роберт Хабек, на втором месте удерживается канцлер Ангела Меркель, а на третьем – известный деятель Левой партии Сара Вагенкнехт.
Конечно, значение подобных списков не следует преувеличивать, но они отражают настроения немецких избирателей. Дело в том, что сейчас партия «Союз-90»/«Зеленые» действительно выбивается на первые роли на политической сцене и уже подумывает о кресле федерального канцлера. Ангела Меркель, несмотря на потери ее партии на прошедших в конце мая выборах в Европарламент, наперекор всем негативным прогнозам намерена довести действующую коалицию ХДС/ХСС–СДПГ до конца нынешнего легислатурного периода, то есть до 2021 года.
Что касается партнера Меркель по правящей коалиции – социал-демократов, то они действительно переживают серьезнейший за все послевоенное время кризис. Тот факт, что со времен социал-демократического канцлера Герхарда Шредера, занимавшего этот пост до ноября 2005 года, количество готовых отдать свои голоса за СДПГ снизилось с 40 до 12% (согласно последним опросам), подтверждает это.
Пока социал-демократы после ухода со всех постов их лидера Андреа Налес находятся в поисках и лидера, и правильной стратегии, в Германии появились радикальные решения. К ним относится объединение всех левых сил. С такой идеей выступил левый политик Оскар Лафонтен, который когда-то занимал пост председателя СДПГ, но потом расколол социал-демократов и с частью своих сторонников примкнул к Левой партии.
Как отмечает немецкое агентство n-tv, именно он выдвинул идею слияния двух партий, считая ее для СДПГ просто необходимостью. Чисто арифметически они вполне могли бы стать третьей силой в Германии. Но в действующем Бундестаге новая партия могла бы получить политическое большинство в вопросах повышения зарплат и пенсий, улучшения социальных льгот, проведения внешней политики и охраны окружающей среды.
Однако насчет того, будет ли такое организационное слияние оправданным, в рядах самих левых существуют сомнения. И такие лидеры Левой партии, как ее председатель Дитер Барч и пока еще глава парламентской фракции Сара Вагенкнехт, призывают социал-демократов сначала определиться с их программой. Да и в рядах самих социал-демократов уже развернулась борьба фракций. Поэтому скорее всего попытка слияния с левыми приведет к дальнейшему расколу и ослаблению СДПГ. Ведь попытки с конца прошлого года оказать влияние на членов СДПГ через общественное движение «Возрождение» (Aufstehen), организованное Сарой Вагенкнехт, к особым результатам не привели. Во всяком случае, к тем, на которые рассчитывали левые, отмечает Хайнц Биербаум, считающийся доверенным лицом Лафонтена и занимающий пост главы комиссии Левой партии по международным делам.
Видимо, ощутимого перетока рядовых социал-демократов в это общественное движение не наблюдалось. Это, кстати, и явилось причиной отставки Вагенкнехт с поста лидера фракции, который она покинет осенью. Поэтому и один из известных деятелей зеленых Даниэль Кон-Бендит, и бывший председатель Левой партии Клаус Эрнст видят в слиянии долгосрочную задачу, а не решение сегодняшнего дня.
Другое дело – налаживание сотрудничества не только на земельном уровне, но и на федеральном. Тот же Барч вполне может представить себе федеральное правительство зеленых, левых и социал-демократов. Ведь практически их пока разделяют только требования левых о выходе из НАТО и запрет на использование немецких солдат в операциях за пределами Германии. Но Барч считает подобные разногласия вполне преодолимыми.
Скорее всего реализация этого решения будет связана как с устойчивостью действующего федерального правительства, так и с предстоящими осенью выборами в трех восточных землях. Пока опросы показывают, что, например, в Саксонии в лидеры выбивается «Альтернатива для Германии», за которую готовы проголосовать 25% местных избирателей.
комментарии(0)