Вот и здание театра в самом центре Москвы многим не дает покоя. фото с сайта www.mxat-teatr.ru
Министерство культуры представило обновленный состав руководства МХАТа им. Горького. Продюсер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем, заместителем руководителя театра по творческой работе стал артист театра и кино, режиссер Сергей Пускепалис, а за литературную часть будет отвечать писатель и публицист Захар Прилепин. Татьяна Доронина останется в своем «детище» на посту президента театра и возглавит его художественный совет. Обещают, что работу продолжат все актеры постоянной труппы.
Во вторник на встрече с сотрудниками театра министр культуры Владимир Мединский и советник президента Владимир Толстой представили коллективу новое руководство. Напомним, что в октябре отметили 120-летний юбилей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко. История «доронинского» МХАТа идет с момента разделения единого театра в 1986-87 годах. Но именно на истинном продолжении традиций основателей первого общедоступного всегда настаивала и настаивает бессменный лидер своей части труппы народная артистка Татьяна Доронина.
Назначение Эдуарда Боякова, имя которого давно уже не связано с либеральной повесткой, а прочно вошло в список тех, кто активно проповедует почвенничество, по сути, неоконсерватизм, – и неожиданно и ожидаемо одновременно. С одной стороны, в последние годы было очевидно, что кадровых перестановок в театре на Тверском бульваре не избежать. Почтенный возраст Татьяны Дорониной – первая на то причина. Вторая, не менее важная, – его тотальная выключенность из живого, современного театрального процесса и, в общем, музеефицированность. Так считает и Минкульт, но, естественно, оценивая консерватизм как необходимую составляющую. «Мы обещаем, что театр сохранит свою патриотическую, яркую позицию», – сказал Мединский при назначении. И добавил, что «театр будет развиваться», а поддержка от министерства увеличится и «ни одна постановка, пользующаяся успехом, не будет снята».
С другой стороны, кто, как не Бояков, который с каждой новой идеей и проектом, а их просто море и все они быстро уходят в песок (к примеру, придумал «Русский художественный союз», но слышно про него немногое), – мог возглавить театр, ставший «оплотом традиции». И стать правой рукой министерства в театральном сообществе по линии «самодержавие, православие, народность». Создать образцовый театр времен нынешнего Минкульта. К тому же было понятно, что бурная деятельность в русле культурной революции (из последнего – Бояков провел исследование культурной среды Екатеринбурга, которым поставил «диагноз городу») – только подготовка к серьезному посту в государственном учреждении. Конечно, театральному. Ведь главные и самые успешные проекты в его карьере – это идея всероссийского конкурса-фестиваля «Золотая маска» и московского театра новой драмы «Практика». Пока известно, что главной задачей Бояков на новом поприще ставит поиск драматургов, «которые бы через 20 лет так же присутствовали в этой афише, как и выдающиеся советские авторы».
По информации «НГ» из источников, близких к Минкульту, около двух лет назад во время финансовой проверки деятельности театра были выявлены существенные нарушения. Поэтому вполне возможно, что именно результаты хозяйственной деятельности заставили министерство искать радикальный выход из многолетнего кризиса.
Бояков приходит во МХАТ им. Горького со своей командой. Захар Прилепин – его давний соратник и друг. В прошлом – сильный современный писатель, сегодня – публицист правого толка, хотя начинал как абсолютный левак. После присоединения Крыма он становится советником главы ДНР и мечтает вернуть своей стране «русский» город Киев. Сергей Пускепалис – актер и режиссер (ученик Петра Фоменко), много ставил по стране спектаклей в начале нулевых, сейчас работает больше в кино и сериалах (перманентно в ролях врачей и военных), в новых театральных работах в последнее время замечен не был. Актер тоже с недавнего времени примкнул к единомышленникам и вступил в тот же «Русский союз», и, например, на лето 2019 года при поддержке Минкульта это трио панирует провести первый международный кинофестиваль «Герой и время» в Железноводске.
На странице в Facebook Алины Поляковой, дочери писателя Юрия Полякова, пьесы которого уже больше 15 лет идут в горьковском МХАТе, чуть раньше публичного объявления можно было прочитать: «Не смейте передавать академический художественный театр театральному гастролеру, который прославился эстетически противоположными взглядами и деятельностью, уничтожающей традиционный русский театр последние 25 лет! Как вам не стыдно!» Кто-то уже предлагает провести митинг и сбор подписей...
В разговоре с корреспондентом «НГ» ректор ГИТИСа Григорий Заславский определил назначение Боякова как «неожиданное и идеальное». «Потому что такая площадка существовать без диалога со временем, с публикой не может. А у Эдуарда есть точные представления о том, что нужно делать. Хотя ведь еще недавно казалось, что на МХАТ им. Горького рука не поднимется», – сказал он. «Но это шаткое равновесие, так как Доронина больше всего известна как человек с неуживчивым характером. Она умеет быть верной и верна прежним привязанностям, но с трудом сходится с новыми людьми. Надеюсь, что она согласится с тем, что этот выход – наиболее логичный и безболезненный», – поделился размышлениями Заславский.
комментарии(0)