Кадр из эфира программы "Вести"
ФСБ России опубликовала список оружия и боеприпасов, находящихся на арестованных за незаконное пересечение границы РФ украинских бронекатерах «Бердянск» и «Никополь», а также не буксире «Яны Капу». Кроме штатного вооружение (гранатометов АГС-17 и выстрелов к ним, автоматов АК-47, станковых пулеметов ДШК, пистолетов и т.д.), на борту кораблей обнаружили 40 единиц гранат ЗГД-5, 48 гранат РГ-42 и 20 гранат РГД. Любопытно, что все они относятся к противопехотным осколочным ручным гранатам наступательного типа и предназначены для поражения живой силы и техники противника на близких расстояниях. Впечатляет и количество боеприпасов для стрелкового оружия личного состава. На 13 автоматов Калашникова – 11 736 патронов. Это 900 патронов на ствол!
Такое впечатление, что экипажи кораблей, прорвавшись через Керченский пролив, собирались высадить десант на российское побережье Азовского моря. Что, конечно же, нелепо. Но зачем тогда столько боеприпасов? И тем более осколочных гранат? Еще более удивляет, что на борту буксира-старичка (которому 43 года, да и возраст экипажа такой же) нашли те же самые пулеметы ДШК.
Но это не главное. Украина требует немедленно вернуть ей конфискованные, по сути, корабли. И, естественно, освободить моряков. Что касается кораблей, то можно ли считать их военным трофеем, большой вопрос. Термин «трофей» – это из терминологии войны, но войны между Россией и Украиной вроде бы нет. Когда Крым вошел в состав РФ, Россия согласилась вернуть Украине ряд боевых кораблей. Что-то вернули (кстати, тот же самый буксир «Яны Капу»), что-то оставили себе.
Но «железо», как говорят на флоте, и есть «железо». Другой вопрос – люди. Которые, как выясняется, в большинстве своем форменные салаги. И тут возникает некая коллизия. На суде в Симферополе матросы отрицали свою вину и заявили, что не знали, согласован ли проход через Керченский пролив, так что лишь выполняли приказ. Но приказ – это святое в любой армии. И тут, как я полагаю, все однозначно – рядовой состав экипажей катеров и буксира должен быть передан украинской стороне. Естественно, после полномасштабного разбирательства. Хотя не исключено, это произойдет только после договоренностей об обмене их на арестованных в Украине капитана судна «Норд» и других фигурантов (в том числе из пленных представителей ДНР и ЛНР – но это уже вопрос политический).
А вот что касается командного состава, то тут вопрос более чем запутанный. В отличие от рядовых моряков, офицеры, судя по всему, знали, на что шли. Речь идет и о старшем на переходе – командире дивизиона судов обеспечения военно-морской базы «Юг» капитане 3 ранга Владимире Лесовом и находящихся на катерах сотрудниках контрразведки СБУ, и уже тем более о командирах бронекатеров «Никополь» и «Бердянск». Последние явно знали, на что идут, да и по их биографиям видно, что это «дети майдана». Командир «Никополя» старший лейтенант Богдан Небылица, еще будучи курсантом Севастопольского Нахимовского военно-морского училища, в 2014 году, во время подъема российского флага, демонстративно стал петь гимн Украины, после чего стал национальным героем Незалежной. Доучивался, естественно, уже в Украине. А командир «Бердянска» лейтенант Роман Мокряк в свое время с помпой рассказывал о том, что его «Гюрзу» не смогли обнаружить российские радары. И много говорил о тактике «волчьей стаи» (была разработана, кстати, офицером германского флота Карлом Дёницем), утверждая, что «когда «волчья стая» будет атаковать, российский корабль будет не в состоянии одновременно держать на мушке шесть, пять или даже четыре цели. А это означает, что, по крайней мере, один из этих бронированных «волчат» достанет противника. Так что теперь увидим, кто кого».
С одной стороны, эти офицеры тоже выполняли приказ. Наверняка высшего командования, в такой ситуации инициативы быть не может. С другой стороны, они ясно и четко понимали последствия своих действий. Но судить их, на мой взгляд, нужно даже не столько за то, что они сознательно нарушили государственную границу РФ, а за то, что они без всяких причин подставили под огонь своих подчиненных, прекрасно зная, что в борьбе с многократно превосходящими ими силами противника у них не было ни единого шанса на успех. Понятно, что если бы была война, можно было бы и на амбразуру броситься. Но войны нет.
Командир отвечает за жизнь своих моряков. Командиры бронекатеров (про капитана буксира промолчим) и старший на переходе забыли об этом. Понятно, что в Украине их, судя по всему, скоро объявят национальными героями. Хотя, по идее, должны отдать под военный трибунал. Как и тех, кто отдал им приказ выполнить данную авантюру.
Андрей Борисович Рискин – заместитель главного редактора «НГ», капитан 2 ранга запаса.
комментарии(1)
0
яргенс прагматик 09:58 29.11.2018
Статья Рискина подтверждает,что "НГ" пора называть "ЗГ" ( Зависимая газета ).Ничтоже сумняшеся,газета БЕЗУСЛОВНО соглашается с версией власти по инциденту с проходом украинских кораблей из Одессы в Бердянск,даже не пытаясь заглянуть в правовые документы,заключённые между РФ и Украиной, и в резолюции ООН. "НГ" поддержала ПРАВО СИЛЫ против СИЛЫ ПРАВА. Это - отстой.