Фото Davit Kachkachishvili/Anadolu Agency/Getty Images
О предстоящем визите немецкого канцлера в Грузию, Армению и Азербайджан, который начнется 24 августа, в немецких массмедиа никто не подозревал. И только накануне государственное информационное агентство Deutsche Welle опубликовало общую информацию на этот счет, связанную в основном с проблемами «Южного газового коридора», который уже к середине дня практически исчез с сайта. Материалы о том, что Азербайджан отказал в визе заместителю председателя парламентской группы по отношениям Германии со странами Южного Кавказа Альберту Вагелю (ХДС) из-за посещения им Нагорного Карабаха, также не вносят ясность в намерения Меркель.
Прежде чем ответить на вопрос, зачем Меркель решила нанести визит в Закавказье, необходимо напомнить о «Восточном партнерстве» ЕС. Эта инициатива была разработана правительствами Польши и Швеции в 2008 году, когда странам ЕС стало ясно, что Россия в случае необходимости готова защищать свои интересы на постсоветском пространстве с помощью военной силы. Ведь не случайно, что именно в августе 2008 года произошли события, вошедшие в историю как российско-грузинская война. Подготовленный документ предусматривал как укрепление двусторонних связей, так и развитие многосторонних форм сотрудничества для подготовки ассоциации постсоветских государств с ЕС. В принципе такие формы кооперации должны были бы дать этим государствам альтернативу сотрудничества с Россией. Поэтому наряду с анализом конкретной политической ситуации в Грузии, Армении и Азербайджане задача Меркель будет состоять в том, чтобы подогреть интерес этих стран к активизации сотрудничества с ЕС в рамках «Восточного партнерства».
Как известно, Грузия наиболее продвинута в плане европейской и атлантической интеграции. Но сейчас, как отмечают эксперты социал-демократического фонда Фридриха Эберта, вялотекущие и малорезультативные раунды Женевского диалога, где за одним столом сидят Москва и Тбилиси, привели к тому, что проблема территориальной целостности Грузии и решение конфликтов на ее территории постепенно отодвинулись на задворки приоритетов международного сообщества. Некоторые эксперты даже говорят о тупике.
Более того, оживление связей с Россией в силу многих факторов, по мнению экспертов фонда, не могло не сказаться на настроениях грузинского населения. Начиная с 2013 года, согласно опросам, отмечается нарастание числа граждан Грузии, желающих присоединения страны к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Западное сообщество формально приветствует снижение напряженности между Россией и Грузией, сохраняя при этом вполне обоснованные опасения, что развитие российско-грузинских отношений содержит потенциальную опасность ослабления прозападного курса.
Ситуация в Армении после прихода в Ереване к власти популиста Никола Пашиняна выглядит в глазах Запада пока неопределенной. Как отмечают в этой связи эксперты Центра Карнеги, «как и в целом события в Армении, образ Пашиняна не вполне соответствует тем категориям, которыми многие и на Западе, и в России привыкли описывать постсоветскую реальность. Пашиняна сложно назвать левым или правым, прозападным или пророссийским. Понятно, что и у России, и на Западе основные вопросы к Пашиняну связаны с будущим внешней политики. И здесь приходится сталкиваться с ее многовекторностью, или, другими словами, с неопределенностью».
Выступая в качестве кандидата на пост премьера, Пашинян постоянно подчеркивал, что Армения не выйдет из состава ЕАЭС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а российские пограничники и военная база останутся в Армении. Одновременно он говорил о том, что Армения по-прежнему будет развивать отношения с Грузией и Ираном, а также с ЕС и США. Задачей Меркель будет понять, какой политик Пашинян и куда он поведет Армению.
Наибольший интерес для нее скорее всего представляет Азербайджан, и это связано с возможностью диверсификации газовых поставок в Европу. Достигнутая договоренность по Конвенции о правовом статусе Каспия в принципе открывает возможности для сооружения Транскаспийского газопровода и организации поставок через него в ЕС туркменского, казахстанского и иранского газа.
Однако перспективы интеграции Баку в западные схемы пока остаются неясными. Внешнеполитическая доктрина постсоветского Азербайджана базируется на демонстративном уклонении от любых интеграционных структур – как прозападных, так и евразийских. Так, Баку многие годы «изучает документы» ОДКБ и при этом вовлечен в активную кооперацию с НАТО. В 2017 году Баку и Брюссель утвердили обновленный индивидуальный план натовской программы планирования и обзора (ИПАП). Азербайджанские военные принимали участие в операциях альянса в Косово, Ираке, Афганистане. Весьма значительна логистическая помощь Баку в доставке натовских грузов из Европы в Афганистан. При этом в отличие от Грузии Азербайджан не ставит своей стратегической целью вступление в НАТО и в 2011 году стал членом Движения неприсоединившихся стран.
Азербайджан является участником «Восточного партнерства», но и вопроса об ассоциации с ЕС он не ставит. Более того, в Азербайджане всерьез заговорили о возможном вступлении страны в ОДКБ. Ряд экспертов отрицает возможность вступления Азербайджана в любой союз, если это не приближает решение проблемы Нагорного Карабаха.
Однако фактом является и то, что известный портал Haqqin.az по итогам каспийского саммита в Актау разместил статью «Пять путинских букв для Азербайджана – ОДКБ и...». Вскоре там же появилось интервью председателя комитета по правовым вопросам и госстроительству в азербайджанском парламенте Али Гусейнли. По его словам, в «новых геополитических обстоятельствах» можно рассмотреть участие Баку в ОДКБ.
С чем связаны такие политические метания? Возможно, Баку пока не видит выхода из тупика, связанного с невоенным решением проблемы Нагорного Карабаха. Но сможет ли Запад приблизить для Баку это решение, как раз и должен показать визит Меркель. Возможно, в ее сумочке уже есть предложения на этот счет для азербайджанских политиков. Но на этот вопрос ответ появится лишь после окончания поездки канцлера.
комментарии(0)