0
8515

23.08.2018 19:53:00

Что стоит за внезапным визитом Меркель в Закавказье

Разброд и шатания на постсоветском пространстве требуют твердой руки немецкого канцлера

Олег Никифоров

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор «НГ-энергии».

Тэги: ангела меркель, закавказье, грузия, армения, азербайджан, газопровод, восточное партнерство


ангела меркель, закавказье, грузия, армения, азербайджан, газопровод, восточное партнерство Фото Davit Kachkachishvili/Anadolu Agency/Getty Images

О предстоящем визите немецкого канцлера в Грузию, Армению и Азербайджан, который начнется 24 августа, в немецких массмедиа никто не подозревал. И только накануне государственное информационное агентство Deutsche Welle опубликовало общую информацию на этот счет, связанную в основном с проблемами «Южного газового коридора», который уже к середине дня практически исчез с сайта. Материалы о том, что Азербайджан отказал в визе заместителю председателя парламентской группы по отношениям Германии со странами Южного Кавказа Альберту Вагелю (ХДС) из-за посещения им Нагорного Карабаха, также не вносят ясность в намерения Меркель.

Прежде чем ответить на вопрос, зачем Меркель решила нанести визит в Закавказье, необходимо напомнить о «Восточном партнерстве» ЕС. Эта инициатива была разработана правительствами Польши и Швеции в 2008 году, когда странам ЕС стало ясно, что Россия в случае необходимости готова защищать свои интересы на постсоветском пространстве с помощью военной силы. Ведь не случайно, что именно в августе 2008 года произошли события, вошедшие в историю как российско-грузинская война. Подготовленный документ предусматривал как укрепление двусторонних связей, так и развитие многосторонних форм сотрудничества для подготовки ассоциации постсоветских государств с ЕС. В принципе такие формы кооперации должны были бы дать этим государствам альтернативу сотрудничества с Россией. Поэтому наряду с анализом конкретной политической ситуации в Грузии, Армении и Азербайджане задача Меркель будет состоять в том, чтобы подогреть интерес этих стран к активизации сотрудничества с ЕС в рамках «Восточного партнерства».

Как известно, Грузия наиболее продвинута в плане европейской и атлантической интеграции. Но сейчас, как отмечают эксперты социал-демократического фонда Фридриха Эберта, вялотекущие и малорезультативные раунды Женевского диалога, где за одним столом сидят Москва и Тбилиси, привели к тому, что проблема территориальной целостности Грузии и решение конфликтов на ее территории постепенно отодвинулись на задворки приоритетов международного сообщества. Некоторые эксперты даже говорят о тупике.

Более того, оживление связей с Россией в силу многих факторов, по мнению экспертов фонда, не могло не сказаться на настроениях грузинского населения. Начиная с 2013 года, согласно опросам, отмечается нарастание числа граждан Грузии, желающих присоединения страны к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Западное сообщество формально приветствует снижение напряженности между Россией и Грузией, сохраняя при этом вполне обоснованные опасения, что развитие российско-грузинских отношений содержит потенциальную опасность ослабления прозападного курса.

Ситуация в Армении после прихода в Ереване к власти популиста Никола Пашиняна выглядит в глазах Запада пока неопределенной. Как отмечают в этой связи эксперты Центра Карнеги, «как и в целом события в Армении, образ Пашиняна не вполне соответствует тем категориям, которыми многие и на Западе, и в России привыкли описывать постсоветскую реальность. Пашиняна сложно назвать левым или правым, прозападным или пророссийским. Понятно, что и у России, и на Западе основные вопросы к Пашиняну связаны с будущим внешней политики. И здесь приходится сталкиваться с ее многовекторностью, или, другими словами, с неопределенностью».

Выступая в качестве кандидата на пост премьера, Пашинян постоянно подчеркивал, что Армения не выйдет из состава ЕАЭС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а российские пограничники и военная база останутся в Армении. Одновременно он говорил о том, что Армения по-прежнему будет развивать отношения с Грузией и Ираном, а также с ЕС и США. Задачей Меркель будет понять, какой политик Пашинян и куда он поведет Армению.

Наибольший интерес для нее скорее всего представляет Азербайджан, и это связано с возможностью диверсификации газовых поставок в Европу. Достигнутая договоренность по Конвенции о правовом статусе Каспия в принципе открывает возможности для сооружения Транскаспийского газопровода и организации поставок через него в ЕС туркменского, казахстанского и иранского газа.

Однако перспективы интеграции Баку в западные схемы пока остаются неясными. Внешнеполитическая доктрина постсоветского Азербайджана базируется на демонстративном уклонении от любых интеграционных структур – как прозападных, так и евразийских. Так, Баку многие годы «изучает документы» ОДКБ и при этом вовлечен в активную кооперацию с НАТО. В 2017 году Баку и Брюссель утвердили обновленный индивидуальный план натовской программы планирования и обзора (ИПАП). Азербайджанские военные принимали участие в операциях альянса в Косово, Ираке, Афганистане. Весьма значительна логистическая помощь Баку в доставке натовских грузов из Европы в Афганистан. При этом в отличие от Грузии Азербайджан не ставит своей стратегической целью вступление в НАТО и в 2011 году стал членом Движения неприсоединившихся стран.

Азербайджан является участником «Восточного партнерства», но и вопроса об ассоциации с ЕС он не ставит. Более того, в Азербайджане всерьез заговорили о возможном вступлении страны в ОДКБ. Ряд экспертов отрицает возможность вступления Азербайджана в любой союз, если это не приближает решение проблемы Нагорного Карабаха.

Однако фактом является и то, что известный портал Haqqin.az по итогам каспийского саммита в Актау разместил статью «Пять путинских букв для Азербайджана – ОДКБ и...». Вскоре там же появилось интервью председателя комитета по правовым вопросам и госстроительству в азербайджанском парламенте Али Гусейнли. По его словам, в «новых геополитических обстоятельствах» можно рассмотреть участие Баку в ОДКБ.

С чем связаны такие политические метания? Возможно, Баку пока не видит выхода из тупика, связанного с невоенным решением проблемы Нагорного Карабаха. Но сможет ли Запад приблизить для Баку это решение, как раз и должен показать визит Меркель. Возможно, в ее сумочке уже есть предложения на этот счет для азербайджанских политиков. Но на этот вопрос ответ появится лишь после окончания поездки канцлера.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2376
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1811
Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Светлана Гамова

Президентом Румынии может оказаться "русский шпион"

0
3936
Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
4833

Другие новости