Фото сайта pixabay.com
Информация о том, что испанский истребитель Eurofighter по ошибке выпустил боевую ракету в воздушном пространстве Эстонии, широко разошлась в СМИ. Главная тема дискуссии: что было бы, если бы ракета полетела в сторону России? Теперь ракету ищут примерно в 40 километрах к северу от Тарту, для чего по тревоге подняты подразделения Армии обороны Эстонии.
И тут возникает несколько вопросов. В альянсе утверждают, что ракета стояла на режиме самоуничтожения, то есть должна была взорваться еще в воздухе. Но тогда зачем ее искать? Заметим, что речь идет о боевой ракете «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Дальность потела даже устаревшей модификации AIM-120C-5 составляет 105 км. То есть она вполне могла достигнуть западных окраин Пскова. А модификация, к примеру, AIM-120D, имеет дальность до 170 км. А в этом радиусе лежат уже Остров, Гдов, Пыталово, почти попадают Ивангород, Плюсса, Порхов, Пушкинские горы.
Как заявил инженер ракетных войск Урмас Роозимяги, испанская могла выбрать своей целью находящиеся в воздушном пространстве Эстонии пассажирские лайнеры, что привело бы к катастрофе. Дело в том, что эта ракета имеет блок активного самонаведения на цель, рассчитанный на ближний воздушный бой. То есть ракета выбирает сама цель, без внешнего управления.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас назвал очень «прискорбным и неприятным инцидентом» случайный пуск боевой ракеты с истребителя НАТО в воздушном пространстве страны. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Он пообещал, что силы обороны республики вместе с участниками миссии проведут расследование инцидента, «чтобы подобное больше никогда не повторилось». В это верится с трудом, что подтверждается историей. Подобные ЧП в армиях разных стран происходят регулярно.
Самая нашумевшая история произошла в январе 1966 года. Тогда над испанской деревушкой Паломарес во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а между тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья.
Еще более уникальная история произошла 4 июля 1989 года. Истребитель МиГ-23М ВВС СССР вылетел с аэродрома Колобжег в Польше, но у него возник временный перебой в работе двигателя. После отказа двигателя пилот катапультировался, а неуправляемый самолёт пролетел 901 километр (!) над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов и Бельгии и упал на жилой дом возле франко-бельгийской границы. На земле погиб один человек.
Банальный, но справедливый вывод из истории с испанской ракетой сделал военный эксперт портала Sputnik Эстония, высший офицер-аналитик военной разведки в отставке Виллем Рода. По его словам, чем больше в Эстонии сложной военной техники, боеприпасов и военнослужащих (а их с каждым годом становится все больше и больше в рамках борьбы с мнимой «российской угрозой»), тем выше вероятность непредвиденных происшествий, пусков, выстрелов и взрывов, которые при самом несчастливом стечении обстоятельств могут стоить жизни людям или стать причиной серьезного международного конфликта.
комментарии(0)