Фото Getty Images / Carsten Koall
В преддверии отпусков федеральный канцлер Ангела Меркель в конце минувшей недели дала традиционную летнюю пресс-конференцию. Подобные встречи с прессой обычно являются подведением итогов полугодовой деятельности правительства.
На этот раз в центре внимания главы германского правительства стояли проблемы, связанные с недавним саммитом НАТО. Прежде всего Меркель подчеркнула свою приверженность идеям Трансатлантического партнерства, несмотря на все возрастающую отчужденность президента США Дональда Трампа от Европы. При этом она подчеркнула, что сотрудничество с США остается «центральным элементом внешней политики Германии». Меркель указала, отмечает немецкое информационное агентство N-tv, что существовавший до сих пор международный порядок оказался под сильным давлением.
Что на самом деле имела в виду канцлер? Дело в том, что Трамп во время поездки по Европе поставил под сомнение деятельность НАТО и даже обозначил Евросоюз в качестве противника. Президент США, подчеркивает агентство, кроме того, вышел из таких международных договоренностей, как Парижское соглашение об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года, и договор по иранской ядерной программе, призванной предотвратить создание Тегераном атомной бомбы. Для Меркель, как и для подавляющего большинства европейцев, поведение Трампа становится все более непредсказуемым и необъяснимым.
Поэтому канцлер, видимо, решила, что именно Германия должна стать оплотом атлантизма в ожидании лучших времен. Для Меркель, и об этом она неоднократно подчеркивала в своих речах, атлантизм является «центральным стержнем совместной безопасности». Судя по всему, она рассчитывает, что пребывание Трампа у власти – явление временное, и рано или поздно все придет на круги своя.
Но, с другой стороны, как отмечали в беседе со мной некоторые немецкие дипломаты, надежды европейцев на то, что при нынешнем американским президенте НАТО защитит их, становятся все более призрачными. Поэтому, мол, Европа и должна думать о создании собственных вооруженных сил для самозащиты от вероятной угрозы. Под этой угрозой, как известно, после присоединения Крыма понимается прежде всего Россия. Ведь не случайно 13 ноября 2017 года 23 страны Европейского союза из 28 подписали соглашение о военном сотрудничестве – программу Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO). В связи с этим событием министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, близкая соратница Меркель, заявила: «Сегодня особенный день для Европы, сегодня мы официально создаем оборонительный и военный союз ЕС… Это особый день, он знаменует еще один шаг к созданию европейской армии».
Под этим углом зрения некоторые немецкие аналитики и призывают рассматривать готовность Германии к увеличению своих военных расходов.
Немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW) отмечает, что после окончания холодной войны военные расходы ФРГ сократились настолько, что на сегодняшний день оснащение бундесвера при всем желании нельзя назвать соответствующим требованиям времени. Но в последние годы оборонный бюджет Германии постоянно растет: по данным правительства, с 2013 по 2017 год военные расходы Берлина увеличились на 17%. В 2018 году на нужды бундесвера будет выделено 39 млрд евро, а в 2019-м – уже почти 43 млрд. Это вторая по величине статья расходов федерального бюджета.
Согласно плану, через несколько лет Германия уже не будет испытывать недостатка в вертолетах, истребителях или подлодках. При этом следует учесть, что Германия – страна с крупной экономикой и высоким ВВП, темпы роста которого составляют порядка 2% в год. Если бы в правительстве ФРГ решили к 2024 году выделять на оборону 2% ВВП (как того требует Трамп), то военный бюджет страны должен был бы увеличиться почти в два раза. Это гонка, которую Берлин едва ли выиграет, подчеркивает DW, особенно с учетом того, что Германия еще и стремится снизить свой госдолг. Возможно, поэтому Меркель и приветствовала на своей пресс-конференции встречу российского и американского президентов в Хельсинки. Видимо, мир и разрядка в Европе в любом случае больше устроили бы Германию, чем начинающаяся гонка вооружений.
Конечно, на пресс-конференции канцлеру пришлось давать ответы и на другие актуальные вопросы, касающиеся политики возглавляемого ею кабинета. В том числе относительно проблемы путей достижения Германией поставленных климатических целей, «дела боевой ячейки неонацистов NSU», которое рассматривается сегодня в германских судах, дизельного скандала, связанного с манипулированием автоконцернами данными по выбросам вредных веществ, и, наконец, спора с партнером по коалиции – Христианско-социальным союзом по поводу миграционной политики.
комментарии(0)