Фото Pixabay.com
Руководство военной полиции считает целесообразным вернуть командирам воинских частей право арестовывать солдат. Об этом сегодня, как сообщает портал Военное.рф, заявил начальник Главного управления военной полиции Минобороны РФ генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
«Конечно, если бы командир и военный комендант могли бы сами арестовывать, как раньше, это намного бы упростило и время, и сроки», – заявил генерал на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. В комитете идею военных поддержали «Мы окажем содействие и поддержку», – заявил глава комитета генерал-полковник Виктор Бондарев, в недавнем прошлом главком Воздушно-космических сил России.
По словам Ивановского, управление военной полиции в течение полугода проработает этот вопрос. В данный момент решение об отправке военнослужащего под дисциплинарный арест принимает гарнизонный суд. Военнослужащих могут отправить на гауптвахту за грубые дисциплинарные проступки, такие, как самовольная отлучка с территории части, нахождение на службе в состоянии алкогольного опьянения, нарушение уставных правил отношений между военнослужащими.
«Мы все понимаем, что солдаты прекрасные, но есть одна, как говорят в России, паршивая овца, которая все стадо портит, и его даже командиру изолировать некуда по закону», – добавил Ивановский. Понятно, что у командира воинской части нет ни сил, ни желания решать банальный вопрос с арестом моряка или солдата в гарнизонном суде – на бумаготворчество в боевом подразделении нет времени.
В 2002 году в Российской армии отменили гауптвахту, но через четыре года решили восстановить. Максимальный срок, в течение которого военнослужащий может находиться на гауптвахте, не превышает 30 суток. В соответствии с законом, дисциплинарному аресту подлежат только военнослужащие рядового состава мужского пола. Женщины и офицеры на гауптвахте содержаться не могут.
Заметим, что в советские времена, к примеру, командир корабля 3 ранга мог без всяких проблем отправить на гауптвахту провинившегося моряка на пять суток. Далее все шло по возрастающей. Чем выше ранг начальника, тем больше суток ареста он мог предъявить нарушителю воинской дисциплины.
Более того, посадить моряка на губу было не просто, так как нарушителей было много, а мест на губе мало. В период, когда я служил в Балтийске в дивизионе разведывательных кораблей (начало 80-х годов), чтобы посадить матроса или старшину на губу, нужно было занести коменданту гарнизона как минимум литр шила (то есть спирта). При этом действовало жесточайшее правило – если моряк покидал губу, а его место никто не занимал, договор, который заключался на месяц, считался расторгнутым. Поэтому (а ведь жалко целого литра спирта) старпом перед выходом очередного провинившегося с губы судорожного бегал по кораблю и искал, кого бы наказать. Моряки все это понимали и прятались по шхерам, стараясь соблюдать воинскую дисциплину. И самоволок, и неуставных отношений в тот период не было и быть не могло по определению.
Тогда на губу никто не хотел. Там муштра, голодно и холодно. Одна отдушина – обязательный просмотр программы «Время». Но помощник коменданта гауптвахты в главной базе Балтийского флота - Балтийске, решал этот вопрос просто. Так как в камерах, естественно, телевизоров не было, он ровно в 21.00 выводил (причем в любую погоду) арестованных морячков на прогулку во внутренний дворик и заставлял их полчаса смотреть на прожектор на караульной вышке. Вот, мол, это вам просмотр программы «Время».
А вот прапорщик на губе на Новой Земле подобным «прожектором перестройки» не заморачивался. Он просто выводил арестантов в коридор и выливал на палубу ведро воды (палуба тут же покрывалась ледяной коркой). После чего давал им в руки, как он говорил, «карандаш», то есть ломик: долбите, заодно и согреетесь. Потому что это флот, а не хухры-мухры. И Родину надо быть готовым защищать в любую погоду. А страна у нас, как говорил Жванецкий, северная, так что морозы повсюду. Но мы к ним привычны.
комментарии(0)