Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency/Getty Images
В Берлине руководство СДПГ вызвало на ковер социал-демократического министра иностранных дел Хайко Мааса для объяснений его позиции в отношении России. Во всяком случае, так это выглядело поначалу с подачи немецких СМИ.
Накануне заседания правления СДПГ, решившего заняться в начале текущей недели проблемами обновления партии, включая обсуждение позиции относительно германской внешней политики, предполагалось, что главным пунктом повестки дня станет обсуждение Мааса, который с самого своего воцарения в кресле министра иностранных дел взял жесткий тон в отношении Кремля. Газета Welt перечислила «прегрешения» Мааса (с точки зрения некоторых действующих и отставных социал-демократических политиков, таких как бывший министр иностранных дел Зигмар Габриэль, бывший канцлер Герхард Шредер или действующий федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер, в прошлом тоже министр иностранных дел).
К ним относятся утверждения Мааса относительно все более агрессивной российской политики в отношении Украины и вообще враждебного поведения Москвы, если говорить о Германии и ее атлантических союзниках. Во всяком случае, Маас поддержал и британские обвинения Кремля в «деле Скрипаля», и заокеанские обвинения в отношении предполагаемого использования сирийскими властями (с ведома Москвы) химического оружия против гражданского населения. А его заместитель в германском МИДе, статс-секретарь Михаэль Рот вообще предупреждал товарищей по партии относительно опасности проведения Германией особого (то есть не согласованного с атлантическими союзниками) курса в отношении Москвы. Маас говорит «о России, а не с Россией и этим нарушает традиции «восточной политики» СДПГ», подчеркивают немецкие СМИ.
Против подобной позиции Мааса выступили местные организации СДПГ восточногерманских земель и даже премьер-министр Нижней Саксонии. А генеральный секретарь СДПГ Ларс Клингбайль подчеркнул историческое значение для социал-демократов немецко-российских отношений. Однако трибунала в отношении Мааса не получилось. В качестве причины и Welt, и еженедельник Spiegel, называют прежде всего внезапно вспыхнувшую дискуссию в связи со словами председателя партии Андреа Налес по поводу миграционной политики правительства. Якобы она заявила в том духе, что, мол, Германия «всех желающих принять не может». Это дало повод для ее противников в партии к новым нападкам на своего лидера, что и сместило фокус заседания правления на другие темы.
К тому же неожиданную поддержку Маасу оказал… российский посол в Берлине Сергей Нечаев. Welt цитирует его высказывания о том, что недоразумения, якобы возникшие со времени прихода Мааса в МИД, уже устранены и его визит в Москву проходил в конструктивном духе. Газета напоминает, что в отличие от своего предшественника Габриэля, даже выдвигавшего требования постепенной отмены санкций в случае позитивного изменения ситуации на востоке Украины, Маас и этого не упоминал.
Трудно сказать, что двигало послом, скорее высказавшим, на мой взгляд, пожелания, чем отразившим реальное положение дел. Может быть, это были надежды на достижение каких-то двусторонних договоренностей в связи с иранской проблемой или сирийским урегулированием? Но в любом случае подобный примирительный тон был некстати. Его слова снизили остроту дискуссии в руководстве СДПГ по поводу позиции своего министра иностранных дел. Если уж сами русские находят действия Мааса «конструктивными», чего уж нам самим возникать с его осуждением.
Поэтому все обсуждение «восточной политики» германского правительства и позиции МИДа свелось к благим пожеланиям по налаживанию диалога. Даже Мануэла Швезиг, заместитель председателя СДПГ, занимавшая до сих пор крайне жесткую позицию в отношении Мааса, на заседании правления ее смягчила. «Мы все едины в том, что необходимо активизировать диалог с Россией, – сказала она. – И во взаимных интересах возвратиться к тесному партнерству». Но, как подчеркивает Spiegel, «участникам заседания было ясно, что Маас не изменит своего жесткого курса в отношении Москвы и эта тема будет снова и снова появляться на повестке дня».
В связи с этим нелишне напомнить о позиции немецких социал-демократов, объединенных в «кружок Вилли Брандта», которая была высказана на страницах издания близкого к СДПГ Фонда Фридриха Эберта еще в 2015 году. В статье были названы девять пунктов повестки дня, актуальной для мировой политики. Тогда говорилось, что «украинский кризис является выражением растущего российско-евро-атлантического конфликта, который может окончиться катастрофой, если не остановить спираль гонки вооружений, военных провокаций и конфронтационной риторики». С тех пор ничего не изменилось, и мир, похоже, продолжает катиться в пропасть, из которой человечеству уже не выбраться. В тот период статья заканчивалась призывом начинать наконец конструктивный диалог, пока еще не поздно. Но сегодня немецкие политики, находящиеся у руля власти, все еще неохотно идут на диалог с Россией, предпочитая этому свои нравоучительные монологи.
комментарии(0)