На фото Олаф Шольц и Ангела Меркель. Фото Michele Tantussi/Getty Images
В Париже сегодня ожидается «вступительный» визит главы нового федерального правительства Ангелы Меркель. Естественно, в Елисейском дворце гостью встретит президент Эмманюэль Макрон. Обсуждаться будут двусторонние отношения, европейская политика и международная ситуация.
Меркель в этой поездке сопровождает новый вице-канцлер и министр финансов Олаф Шольц. Это теперь вторая после канцлера правительственная и политическая фигура в Берлине. Как руководитель немецкого финансового ведомства он, конечно же, поговорит с французским коллегой, поскольку оба напрямую причастны к делам ЕС и еврозоны.
Но, обогнав всех, пальму первенства в личных контактах представителей новой «большой коалиции» с французскими партнерами обрел министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас. Едва получив в среду президентскую грамоту о назначении и приняв от предшественника бразды правления ведомством, Маас уже вечером прилетел в Париж представиться на Кэ д’Орсе главе МИД Франции Жан-Иву Ле Дриану. В Золотом салоне Наполеона III немецкий коллега говорил о франко-германском динамизме, важности реформ для «обновления Европы», предложенных президентом Франции.
Сейчас волна этих контактов и переговоров носит скорее всего демонстрационный характер. Немецкая сторона пока не готова к решениям. Конечно, Меркель владеет европолитической материей, но новые министры финансов и иностранных дел физически не могли успеть войти в курс дел. Вообще в Берлине при неизменном канцлере и повторной в третий раз конструкции «большой коалиции» христианских и социал-демократов к присяге приведено совершенно новое правительство. Ряд испытанных соратников Меркель жестко отправлены в отставку или перемещены в другие министерства.
Пожалуй, впервые на выбор глав ведомств повлияли партии и регионы. На ряд постов пришли практически незнакомые стране деятели, как, например, Хельге Браун, в прошлом практикующий анестезиолог, а ныне, в 45 лет, министр и глава ведомства федерального канцлера, практически ее правая рука. Короче, еще требуется притирка.
Состоялось лишь одно заседание нового кабинета. Но когда страна почти полгода была без легитимного правительства, а судьба появления нового и самой Меркель висела на волоске, можно понять пожарную необходимость показать населению и миру, что кабинет есть и динамично действует. Парижский маршрут с этой целью объективно подходит. Но невольно возникает вопрос: а на кого еще перспективно сейчас опереться Берлину?
В коалиционном договоре первая глава посвящена Европе как главному направлению политики Германии. Проблемы в трансатлантических отношениях побудили Меркель еще в минувшем году прийти к мысли о необходимости большей опоры ЕС на собственные силы. Только европочва сильно разрыхлена. Брекзит, конфронтация с Польшей, несогласие с Вышеградской группой. А на днях новая «восьмерка» в составе Нидерландов, Ирландии, Дании, Швеции, Финляндии и стран Балтии предупредила Брюссель накануне саммита ЕС, что не согласится с проектами укрепления финансового союза без учета существующих правил. Но согласия по реформе или обновлению ЕС пока нет и между Парижем и Берлином.
Что касается российского направления, то любопытно узнать кое-что кроме проблем. Например, что канцлер порой присылает российскому президенту любимый сорт немецкого пива, а от него получает в подарок нашу копченую рыбу. Но проблем это, естественно, не снимает.
Хорст Зеехофер, оставляя пост премьера Баварии, но оставаясь председателем ХСС, а в новом федеральном правительстве – центральной фигурой на посту министра внутренних дел, во время своего выступления 13 марта в Мюнхене высказался о новых санкциях в конфликтах ЕС с США и Россией. Важно, сказал он, не обострение отношений, а их улучшение путем двустороннего диалога.
комментарии(0)