На фото Андреа Налес и Олаф Шольц. Фото Sean Gallup/Getty Images
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) обрела пусть временное, но все же руководство. Исполняющим обязанности председателя партии президиум и правление уполномочили Олафа Шольца – первого бургомистра Гамбурга. Но на срок до 22 апреля. На эту дату намечен съезд для избрания нового лидера партии. Официальный кандидат – глава социал-демократической фракции в Бундестаге Андреа Налес. Правление проголосовало за нее единогласно.
Оба назначенца – сторонники несколько видоизмененной «большой коалиции» с консервативным блоком канцлера Ангелы Меркель. Предводительница парламентариев СДПГ немедленно с головой бросается в уговоры членов партии на региональных конференциях поддержать эту платформу. Голосование пройдет в письменной форме с 20 февраля по 2 марта с тем, чтобы пересчитать все присланные конверты в берлинской штаб-квартире «Вилли Бранд-хауз» и 4 марта объявить вердикт. Руководству партии, а тем более Налес он необходим только в позитивном ключе. Как, естественно, и Меркель.
Но временное руководство, уже прозванное в прессе дуэтом, ничего пока не гарантирует. Обе фигуры достаточно весомые, чтобы даже оргвопросы решать без оглядки друг на друга. Когда на пресс-конференции Шольца (не путать с экс-лидером СДПГ Мартином Шульцем!) спросили, кому, если потребуется, должна звонить Меркель, ответ был: «Обоим». Хотя с бургомистром Гамбурга Налес может предварительно обсуждать финансовые дела, поскольку он претендует на пост главы Минфина.
С Налес сложнее. Партия не приняла их обоюдную договоренность о том, что если Шульц станет министром иностранных дел, то передаст ей пост председателя СДПГ. Передача главенства «по наследству» практиковалась и год назад, когда председатель партии Зигмар Габриэль отдал его чуть ли не по-дружески «варягу» Шульцу.
На сей раз не вышло. Новый сговор в партийных верхах вызвал бурю протестов. Во вторник однопартийцы оказались вынужденными отказаться от немедленного облачения Налес всеми прерогативами и правами председателя СДПГ до избрания на съезде. Воспротивились региональные организации Берлина, Шлезвиг-Гольштейна, Саксонии-Анхальт. Бургомистр Фленсбурга Симоне Ланге выдвинула свою кандидатуру на председательство, вызвавшую сенсационный интерес. Наконец, ухватились за предложение поручить временное руководство одному из шести заместителей председателя партии – Шольцу.
В этом кругу он давно. И вообще опытнейший социал-демократический политик. Шольц был министром труда в первом правительстве Меркель, возглавлял фракцию в Бундестаге, пока не стал премьер-министром Гамбурга. Правда, на декабрьских выборах в замы председателя СДПГ получил наиболее слабый результат. Косвенно это тоже обстоятельство, свидетельствующее о тревожной ситуации в партии.
Но сейчас немецкая социал-демократия стоит еще перед одной дилеммой. Как выбираться из политической и электоральной ямы, в которую ее, по преобладающему мнению, обрушило участие в двух коалициях с христианскими демократами. А также отсутствие свежих идей и настойчивости в продвижении своих представлений, кроме заявки Шульца на внешнеполитическое министерство. Независимо от исхода судьбы предполагаемой «большой коалиции» проблема обновления программы и кадрового состава руководства не исчезнет.
Не углубляясь в детали, Шольц объявил задачей выдвижение социал-демократами кандидатуры на канцлерство в 2021 году и достижение 30-процентной поддержки избирателей. Но вчера по свежему рейтингу СДПГ сползает только ниже – уже до 17%, по сравнению с которыми сентябрьские 20,5% не катастрофа, а достижение. Становится все очевиднее, что кризис СДПГ связан не только с коалициями с партией Меркель, пожирающей всех партнеров, но прежде всего с кризисом европейской социал-демократии. Как известно, едва ли не во всех окружающих Германию странах она теряет авторитет, а во Франции просто рухнула. С начала века такая картина наблюдается в 15 странах.
Ситуацию пытается объяснить немцам в интервью телеканалу ARD член Партии труда Нидерландов, политолог, консультант голландского МИДа Рене Куперус. Что происходит в СДПГ, говорит он, случилось уже во всей Европе. Германия просто догоняет. Наблюдаются сильное размежевание и фрагментация общества. Кроме того, налицо утрата доверия к политике социал-демократов в современном мире. Волна популизма дошла до Германии. Долгое время думали, что немецкое общество против этого имеет иммунитет в связи с его прошлым. При таком развитии социал-демократия и послевоенные народные партии теряют почву во всей Европе.
комментарии(0)