Фото Gettyimages
В Берлине аврал. Поставлен срок переговорам о третьей «большой коалиции» христианских и социал-демократов (БК-3) – 4 февраля. На этой неделе заседают 18 тематических рабочих групп. За ходом дел непосредственно следят председатели ХДС, ХСС, СДПГ – соответственно Ангела Меркель, Хорст Зеехофер, Мартин Шульц.
На важнейшем этапе переговоров, однако, образован еще один формат. Это «группа 15», в которую наряду с лидерами от каждой партии входят главы бундестаговских фракций, генсеки, некоторые федеральные министры и премьеры земель. «Центральная инстанция» коалиционных переговоров, как ее тоже называют, удалится 3 и 4 февраля на закрытые заключительные заседания. Предстоит проанализировать договоренности рабочих групп, определить степень готовности договора и, если потребуется, добавить два дня новой недели на его доработку.
Стороны вроде бы полны решимости договориться и войти в совместный федеральный кабинет. Спорные вопросы не такие уж неразрешимые, чтобы отказаться от власти. Меркель уступит Шульцу в требовании его партии ликвидировать неправомерную практику «временных рабочих договоров», от которых в стране страдают до 3,2 млн трудящихся. Желаемое уравнивание медобслуживания пациентов больничных касс и частного страхования достижимо благодаря не самым радикальным финансовым дотациям.
Порой находит коса на камень, и пресса опять тревожится за исход коалиционного мероприятия. В ночь на понедельник рабочая группа по миграции на уровне заместителей председателей трех партий после многочасовых прений так и не смогла прийти к общему знаменателю и была вынуждена продолжить дискуссию вчера днем. Хотя, по сути, компромисс уже есть в виде зафиксированного по итогам зондирования согласия сторон на годовую квоту допуска в страну от 180 до 240 тыс. беженцев в год. Кроме того, въехать смогут еще до 1 тыс. человек в порядке воссоединения семей.
По последнему поводу и возник сыр-бор. Партия Меркель и особенно баварский ХСС выступают против размывания предела, а руководство СДПГ в соответствии со своими гуманитарными постулатами добивается приема еще какого-то числа беженцев по семейным обстоятельствам. По ходу дела парламентский секретарь фракции ХДС/ХСС Михаэль Гроссе-Бремер озвучил согласованное заявление партий о твердой воле найти приемлемое решение. А застопорка с ним вновь иллюстрирует, сколь острой проблемой остается миграционный кризис.
Уж кто-кто в Берлине несомненно знает и учитывает политические и общественные настроения, если не канцлер. Но вот как она напутствовала в пятницу открытие переговоров: «Люди теперь ожидают, что мы продвинемся в направлении образования правительства». Скромно – пока «в направлении».
Как бы это ни отрицали, но за кулисами обсуждается кадровая проблема. В частности, нарушит ли Мартин Шульц свои неоднократные обещания не входить в кабинет Меркель. В партии ему напоминают об этом, считая несовместимым с лидерством в партии и задачей ее обновления. Но Шульц увиливает от ответа, оставляя впечатление, что готов стать главой дипломатического или финансового ведомства. Неизвестно будущее исполняющего обязанности министра иностранных дел Зигмара Габриэля, который обрел на этой работе популярность. Предположительно сменит «местожительство» лидер ХСС Хорст Зеехофер, оставив премьерство в Баварии и получив важный правительственный портфель в Берлине.
А в прессе в эти дни можно прочесть заголовки «Сейчас или никогда». Они касаются переговорных дел, но цейтнот обусловлен не только ими. Грядет разгар карнавального сезона. Меркель в промежутке между политическими делами приняла в своей резиденции карнавальных принцев и принцесс 16 федеральных земель и получила от главы Объединения немецких карнавалов Клаус-Людвига Фесса почетный орден. Но вести переговоры, когда страна гуляет, танцует и поет, потенциальные партнеры по БК-3 сочли политически неприемлемым. Так что карнавал вмешался в переговорный процесс и продиктовал рубеж 4 февраля с двумя днями в резерв. А то уже 8 февраля бунтующие карнавалистки станут штурмовать ратуши и обрезать галстуки зазевавшимся мужчинам. 12 февраля состоится «розовый понедельник» массовых шествий. В них обычно откликаются и на политику. Наверняка не обойдутся без актуальной проблематики и на сей раз.
На Рейне потехе, как видим, не час. Но как заслонить обстоятельство, что конструкция БК-3 остается зыбкой. По данным опроса института Infratest dimap, 72% его участников не верят в то, что социал-демократическим переговорщикам удастся привнести в коалиционный договор обещанные «улучшения» в сфере труда, медицины, миграции. Рейтинг партии Шульца, по данным на начало недели, упал до 19% – даже ниже катастрофического порога сентябрьских выборов. Блок Меркель при этом спокойно пребывает на уровне 33%. Остальные места остаются в таком порядке: «Альтернатива для Германии», Левая партия и Свободная демократическая партия.
Союз 90/зеленые упомянем отдельно, хотя в этом списке у него 11%. В минувшую субботу в Ганновере завершился съезд этой партии с обновлением всей верхушки. Одному из лидеров – Джему Одземиру отказали в сопредседательских постах как в партии, так в Бундестаге. Новыми сопредседателями избраны министр экологии земли Шлезвиг–Гольштейн Роберт Хабек и депутат Бундестага Анналена Баербек. Гендерный принцип соблюден, но вопреки традиции оба принадлежат одному парткрылу «реалистов».
комментарии(0)