Селфи сокращают дистанцию с произведениями искусства. Фото агентства «Москва»
Запущенная в 2014-м авторами блога Culture Themes международная акция #MuseumSelfie давно проходит и в России, но в этом году Минкультуры оповестило о ней специальной рассылкой. Развлекательный флешмоб, и со ссылкой на Culture Themes Минкульт подчеркивает, что он не должен быть политизированным, был призван, можно предположить, опровергнуть брошенный футуристами больше 100 лет назад упрек музеям в том, что они – кладбища искусства. Он мог бы послужить и более конкретным целям.
Селфи – выгода и опасность для современных музеев. С одной стороны, род рекламы, с другой – нужно следить, чтобы фотографировали без вспышки, и там, где не разрешено, не пользовались селфи-палкой. «Неловкость» селфи-формата в том, что человек стоит или пятится спиной к произведению, порой сокращая дистанцию до опасной близости. The New York Times писала о том, как селфи нанесло ущерб в 200 тыс. долл. выставленной в одном из арт-пространств Лос-Анджелеса работе Саймона Бирча. Однако в этом городе зимой открывается Музей селфи.
У селфи миллионы поклонников и много противников. Не поднаторевшие в таких упражнениях со снимков порой глядят напряженно и испуганно, пытаясь «поймать» смартфоном и себя, и что-то за своей спиной. Хотя селфи – не самая изящная разновидность фотографии, в ней много самоиронии, которая сегодня в моде больше, чем сентиментальность. Самоирония – признак здоровья (пусть у этой истины уже отросла борода, зато не потеряна актуальность). Селфи помимо популяризации, например, музеев и их собраний, сокращают ту самую дистанцию с произведениями искусства и в хорошем смысле: «не дышите на шедевр» – больше не работает. Люди таким образом показывают свой выбор и то, что в музее можно чувствовать себя непринужденно. Да, те, кто делают селфи, могут мешать – но не намного больше, чем те, кто селфи не делают, а, например, громко зачитывают друг другу содержание этикеток.
Можно сравнить селфи с поп-культурой, шагнувшей в храм искусств. После вернисажей Facebook завален и снимками произведений, и селфи, и комментариями «must see». Это не всегда связано с качеством выставок. Но больше вопросов возникает сейчас к музейной «стратегии» в Москве через раз ставить в заголовок «Шедевры...», что часто оказывается не соответствующим реальности. Тут уже – дело вкуса, насмотренности, разборчивости и готовности зрителя размышлять. А что до селфи, хорошее искусство трудно унизить. Сделав вермееровскую «Девушку с жемчужной сережкой» и «Джоконду» визитной карточкой селфи-акции – одна показывает «victory hand», вторая держит смартфон, – не отнять их художественной ценности. Их, наоборот, хочется увидеть «живьем». «Быть можно дельным человеком/ И думать о красе ногтей».
Музеи используют моду на селфи и для популяризации своей коллекции. У нью-йоркского музея Метрополитен в Pinterest даже есть большая подборка автопортретов и портретов художников - далеких предтеч современности. А "Автопортрет в выпуклом зеркале" маньериста Пармиджанино оптическим искажением напоминает селфи (этот Пармиджанино, к слову, был лицом селфи-акции в венском Музее истории искусств в 2016-м).
Уже никого не удивить снимками, где сами экспонаты будто бы себя фотографируют на смартфон: в этом году такие фотографии выкладывали и Исторический музей, и Бахрушинский, а Музей Востока показал Будду со смартфонами в каждой руке. В Третьяковской галерее «НГ» сказали, что специально в акции не участвовали, в Пушкинском же, присоединившемся к флешмобу в первый же год, у «Музейного селфи» есть даже свой куратор – руководитель интернет-отдела музея Алексей Красавин. По его словам, их цель – привлечь молодую аудиторию и дать «возможность людям почувствовать себя немного свободнее» в музее. Хотя трудно вычленить из общего числа посетителей тех, кто пришел в день флешмоба. Вход, например, в ГМИИ в этот день был в штатном режиме, по билетам. А на вопрос «НГ» о том, компенсирует ли государство музеям в дни бесплатных посещений цены за билеты, глава отдела по работе с посетителями ГМИИ Марина Жучкова ответила, что "если музей устраивает бесплатный вход для посетителей, приуроченный к какой-нибудь акции ("Ночь в музее", День рождения музея и др.), то государство не компенсирует музею стоимость билетов за пришедших посетителей".
В связи с этой развлекательной акцией интересно посмотреть шире. Новые технологии – связанные в том числе с Интернетом – доходят и до российских музеев, хотя отставание от многих ведущих мировых институций огромно, во многом из-за более скромных финансовых возможностей. Но в России тоже постепенно в Сеть выкладывают коллекции, а посетителям разрешают фотографировать в музее. Тут, правда, у всех свои правила: в Музеях Кремля, как, кстати, и в «Прадо», в постоянной экспозиции и на выставках снимать нельзя (поэтому #MuseumSelfie в Кремле фокусировалась вокруг памятников Соборной площади). В ГМИИ и в Третьяковке – можно, и они тоже оцифровывают свои собрания, а про некоторые экспонаты зовут рассказывать медийных персон. Это – часть современного музейного менеджмента.
Музеи привлекают внимание к коллекции по-разному. Кажется, на сайте музея «Метрополитен» предлагалось поучаствовать в опросе – планируешь ли приехать, покупаешь ли билет и идешь ли в образовательных целях. С этой информацией дальше работают. Когда заходишь на сайт амстердамского Рейксмузеума, то из выложенных на сайте произведений можешь создать собственную галерею (нечто подобное можно сделать с помощью сайта Третьяковки, но нельзя в ГМИИ). Вход в лондонские музеи бесплатный для всех (а вот нью-йоркский Метрополитен вводит плату для нерезидентов штата Нью-Йорк в размере 25 долл.!), и там можно фотографировать. А в Национальной галерее Лондона, по крайней мере весной, можно было ходить в верхней одежде – более того, чтобы сдать ее, нужно заплатить. В том же Метрополитен произведения на сайте выложены в таком разрешении, что их легко рассмотреть в мельчайших подробностях, кракелюр увидеть – и для учебных (то есть некоммерческих) целей скачать. Это часть образовательной функции, гораздо более полезная, чем селфи.
Наши музеи пока таким техническим прогрессом похвастать не могут. Но важно, что публика заинтересована, когда не пассивна. Избранные наши институции победителям селфи-дня вручают призы (например, билеты на выставку). Есть и другое, не с селфи связанное: можно вспомнить облетевшую летом СМИ историю Рейксмузеума, где 10-миллионный посетитель был награжден ночью в музее, в двух шагах от "Ночного дозора". Алексей Красавин рассказал "НГ", как на выставке Климта и Шиле в книгах отзывов зрители, вдохновившись изображением рук, сами рисовали свои вариации - в ГМИИ их потом оцифровали и выложили в Instagram.
В России в музеи стало ходить модно, и селфи-флешмоб в смысле рекламы важнее для малоизвестных музеев с крошечным бюджетом. Тогда и акцию можно было бы развить в ином ключе – рассказывать об уникальных экспонатах таких собраний. Что касается крупных российских институций, эффективный менеджмент – это хорошо, но музей, как известно, – в первую очередь коллекция, ее хранение и изучение, и научная школа. И если наряду с известными по телеэкранам людьми о произведениях на тех же музейных сайтах больше будут рассказывать те, кто их хранит и знает о них на другом уровне, картинка получится объемнее. На этой музейной моде, хочется надеяться, можно было бы строить моду на знание искусства. Тогда вырастет более требовательная публика, что полезно для развития самой музейной сферы. Как там говорил в сериале BBC Шерлок? Интеллект – это сексуально.
комментарии(0)