Молодежь не спешит в ЗАГС, предпочитая так называемый гражданский брак без официальной регистрации. Фото Reuters
Многие процессы, происходящие в сфере здоровья российского населения, как физического, так психологического и психического, в большой мере можно объяснить изменениями в представлениях нашего общества, касающихся разных сторон жизни. А изменения эти весьма существенны.
Как показал опрос, проведенный Левада-Центром, за последние 20 лет нравственные границы сильно сузились. Так, число людей, считающих внебрачные связи безоговорочно предосудительными и почти всегда предосудительными, увеличилось с 50% в 1998 году до 68% в декабре 2017 года. Как и следовало ожидать, доля женщин, осуждающих супружеские измены, больше доли мужчин, и тем не менее общие 68% – это очень много. Большинство.
Казалось бы, при таких взглядах проблема заболеваний, передающихся половым путем, в первую очередь ВИЧ-инфекции, должна стать не нашей проблемой. Однако на самом деле она как никогда актуальна: по росту распространенности ВИЧ Россия занимает одно из первых мест, причем более половины заражений происходит половым путем. И это при установке, что профилактика ВИЧ должна основываться на духовно-нравственных принципах – целомудрие до брака и сексуальная верность в браке.
Парадокс: число считающих, что во внебрачных связях нет ничего предосудительного, за 20 лет снизилось с 22% до ничтожных 9%, а число заразившихся половым путем за это же время неизмеримо выросло и продолжает расти. И заражаются в подавляющем большинстве случаев при гетеросексуальных контактах. Ничего не остается, как сделать вывод, что декларируемые взгляды на допустимость половых связей помимо брака и реальное поведение россиян не имеют между собой ничего общего.
Кстати, об однополых связях. Число относящихся к ним резко отрицательно радикально увеличилось. Если в конце 1990-х годов, по замерам того же Левада-Центра, гомосексуализм в большей или меньшей степени не одобряли чуть более 70% респондентов, то сейчас эта цифра достигла 88%. Практически стерлась разница между поколениями в отношении к таким связям. В 2008 году мужчины в возрасте от 18 до 30 лет значимо отличались от мужчин старше 31 года в более терпимую сторону (разница между ними составляла 17%); а вот по результатам опроса декабря 2017 года эти различия исчезли. Аналогичные данные получены и у женщин.
Большую роль сыграл в этом закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Считалось, что гомосексуалисты являются распространителями СПИДа. Однако в настоящее время среди ВИЧ-инфицированных гомосексуалисты составляют лишь незначительный процент. Так, в первом полугодии 2017 года доля полового заражения ВИЧ составила 52,2%, в том числе гомосексуальным путем 1,9%.
Последние зарубежные исследования иллюстрируют обратные тенденции в отношении к гомосексуализму. По данным телерадиокомпании Би-би-си, с 1983 по 2016 год число британцев, которые уважают права геев, увеличилось с 17 до 64%. В США, согласно данным исследовательского центра Pew Research Center, в 2017 году 62% населения положительно относились к однополым бракам.
Третий предмет опроса Левада-Центра – отношение российского населения к абортам, но не вообще, а сделанным из-за плохого материального положения семьи. В этой сфере также прослеживается рост нетерпимости. В 1998 году вынужденные аборты, произведенные в такой ситуации, осуждали 13% опрошенных, а в 2017 году – вдвое больше, 26%.
Интересна роль религиозного фактора. Среди респондентов, которые относили себя к православию и заявили, что посещают церковные службы не реже одного раза в месяц, лишь 16% не считали предосудительным аборт при бедственном финансовом положении. Среди тех, кто называет себя православным, но никогда на службы не ходит, с пониманием относились к абортам по материальным причинам 35%.
Примечательно, что женщины, проживающие в малых городах и селах, чаще лояльны к абортам, к которым прибегают по причине низких доходов. А ведь, казалось бы, жители таких мест должны быть более консервативны. Однако нет. С другой стороны, понятно: в малых городах и селах население беднее, чем в «миллионниках», у них меньше возможностей использовать противозачаточные средства. Получается, правы марксисты: бытие определяет сознание.
Насколько результаты опросов соответствуют настроениям общества? Рост нетерпимости очевиден. Но в какой мере он естественный, а в какой подогрет СМИ? Характерна ситуация со свободой секса. Судя по ответам респондентов, в России относятся к половым отношениях, как в XIX веке. На самом же деле разводами заканчивается половина браков. Молодежь не спешит в ЗАГС, предпочитая так называемый гражданский брак без официальной регистрации. То же с абортами. Их стало значительно меньше, но не из-за успеха яростной борьбы за запрет абортов, а из-за возможности избежать беременности с помощью контрацептивов.
Создается впечатление, что при опросах респонденты дают ответы, которые, по их представлению, соответствуют нормам, пропагандируемым государством. А в реальной жизни поступают по-другому. Иными словами, декларации отдельно, здравый смысл отдельно.
комментарии(0)