Фото Gettyimages
В Европе с понятным нетерпением посматривают на Германию. Многие проблемы континента, дипломатии, не говоря уже о внутренних немецких делах, повисают в воздухе, пока в Берлине нет нового правительства.
Правда, до его появления сохраняется по поручению президента ФРГ кабинет канцлера Ангелы Меркель. Формально он имеет все необходимые полномочия, но на положении «хромой утки» воздерживается по неписаному закону принимать серьезные внутри- или внешнеполитические решения. Не проводятся регулярные правительственные пресс-конференции. А на сайте канцлера не найти обычного недельного расписания деятельности. Берлин словно полупарализован.
Но Меркель никуда с горизонта не исчезла. На днях выступала в Виттенберге на торжествах по случаю 500-летия Реформации, выражала в связи с терактом в Нью-Йорке соболезнования президенту Трампу и народу США. Но понятно, что в остальном как председатель Христианско-демократического союза и кандидат ХДС/ХСС на четвертое подряд канцлерство она поглощена реализацией прежде всего этой главной задачи. Причем более многотрудной после выборов в Бундестаг 24 сентября, которые серьезно изменили соотношение политических сил и ограничили выбор коалиционной конструкции.
Собственно говоря, он сделан. Речь идет о предполагаемой правящей коалиции на основе консервативного блока ХДС/ХСС, либералов Свободной демократической партии Германии (СвДП) и «Союза 90»/»Зеленые». Поскольку их черно-желто-зеленая гамма совпадает с флагом островного государства, проект назвали «Ямайка». Как раз вчера делегации предполагаемых ее участников продолжили консультации.
Они сосредоточились на зондировании общих знаменателей в сферах внешней политики, обороны, безопасности. Труд очень сложный, если учесть, например, неоднозначные сомнения хотя бы христианских демократов и либералов в отношении реформ ЕС, формулируемых президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Или, скажем, «оттенки» взглядов либералов на отношения с Россией. В частности, на бессмысленность санкций, как о них говорил в интервью Spiegel зампредседателя СвДП Вольфганг Кубицкий, ставший теперь и заместителем спикера Бундестага.
В вопросах же оборонной политики ХДС отстаивает линию, предопределенную решениями НАТО о наращивании военных ассигнований до 2% ВВП. В этих рамках предусматривается срочное оснащение Бундесвера боеспособными дронами в зарубежных миссиях. Зеленые выступают за вывод из Германии американского ядерного оружия, спрятанного в горах Эйфеля. Популярную у немцев задачу отвергают, однако, ХДС/ХСС и СвДП.
В свою очередь, либералы, от имени которых зондаж по теме внешней и оборонной политики возглавляет депутат Европарламента граф Александр Ламбсдорф, выдвигают свои идеи. Среди них предложение воспринимать дипломатию, помощь развивающимся странам и оборону как единый комплекс с выделением на него в дальнейшем 3% ВВП. Но общим для потенциальных коалиционеров «Ямайки» является безусловная приверженность НАТО.
Зондаж ведется уже больше двух недель. Очевидно, что одновременно ведется закулисный торг за посты в предполагаемом кабинете. Судя по источникам прессы, на МИД нацелился сопредседатель партии зеленых Джем Оздемир, но называют также сопредседателя бундестаговской фракции партии Катрин Гёринг-Эккардт. Хотя мелькнуло предположение, что претендентом может быть и Юрген Триттин – экс-министр в правительствах канцлера Герхарда Шредера. И это не все, так как не сделал выбор лидер либералов Линднер.
Вчера состоялся уже пятый раунд зондирования. И после двух недель таких дискуссий ни немцы, ни мир не имеют 100-процентной ясности, удастся ли реализовать проект черно-желто-зеленой коалиции в Берлине.
Другого-то нет. Как заявил руководитель ведомства канцлера Петер Альтмайер, имея в виду вариант большой коалиции, «поезд ушел». Он призвал ускорить переговоры по Ямайке, подчеркнув, что было бы капитуляцией, если бы ХДС/ХСС, зеленые и либералы не смогли договориться о правительстве. Насколько известно, в пятницу должен быть подведен промежуточный итог зондирования, вторую фазу которого планируется начать в понедельник. Совместный документ в качестве основы возможной коалиции должен быть готов к середине ноября.