Скоро многим снова придется сесть за парты. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Как сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, около 3 млн россиян могут в скором времени потерять работу из-за отсутствия необходимых навыков и внедрения новых информационных технологий.
При этом особую озабоченность у чиновника вызвала судьба женщин после 45, которым, по его мнению, сложнее всего научиться новым навыкам. Эти женщины имеют профессии бухгалтеров, юристов, кадровиков. Не знаю, почему министр заострил внимание на этой категории гражданок. Наверное, он имеет на этот счет свои доводы и мысли...
Но когда речь заходит о мыслительных способностях женщин, я люблю цитировать известного ученого-нейролингвиста Татьяну Черниговскую. Она считает, что среди финансистов действительно очень много женщин. И не потому, что они умеют лучше считать, а просто потому, что у мужчин «гораздо меньше связей между разными частями мозга внутри каждого из полушарий». В связи с этим, женщина видит всю «гештальтную картину мира». Это определено женской ролью в эволюции, когда ей приходилось сохранять и охранять свое потомство. В общем, работа женского мозга активнее. Поэтому в любые сложные времена женщина себя найдет гораздо быстрее, чем мужчина.
Другое дело, что есть особенности оплаты женского труда в России, которые нужно учитывать и в прогнозах на профессию. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, к началу 2017 года среднемесячная зарплата женской части населения составляла 26 193 руб., мужской – 35 396 руб. То есть «работая больше, женщины очень часто получают меньше. Даже такая сфера женского доминирования, как образование, не отличается равными зарплатами для обоих полов», – констатируют авторы мониторинга.
Что касается общей ситуации с образованием в эпоху развитых технологий, думается, что здесь ситуация скорее всего будет напоминать версию, данную в романе «Имя розы» Умберто Эко: качественные знания в будущем станут «уделом избранных», настолько они будут сложны.
Но, как говорится, отчаиваться не надо. И милым женщинам после 45 тоже. Все еще может наладиться. Вот недавно прошло сообщение, что в России существуют программы поддержки пожилых людей. Одна из них принята относительно недавно, в феврале 2016 года. Это «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Она предусматривает в том числе и обучающие программы для пенсионеров.
И, возможно, это только начало. (Кстати, американские ученые выяснили, что дополнительный год обучения приводит в среднем к росту доходов в долгосрочной перспективе на 8% для пожилых мужчин и на 10% – для пожилых женщин.) И, может быть, продолжение целевых программ тоже будет, как в других странах. Например, вдруг начнут давать субсидии фирмам, нанимающим на работу пенсионеров. И еще в будущем, возможно, чиновникам придется вплотную заняться вопросом дискриминации по возрасту, когда дело идет о найме на работу. Не секрет, что для некоторых компаний женщины старше 35 лет просто не существуют как вид homo sapiens. Или придется наряду с обучением компьютерной грамотности предусмотреть еще для пожилых людей и возможность покупки компьютера по льготной цене. В общем, тут целое поле для проявления гуманного и цивилизованного отношения к старости.
Причем не надо думать, что мыслить в этих терминах – архаизм. Опять хочется обратиться к Татьяне Черниговской. На одной из своих лекций она сказала, что наступает «эпоха праздности». Искусственный интеллект освободит человека от непосильного труда. И чем тогда займется население? Поэзией, музыкой? Увы, считает Татьяна Черниговская, к людям придут пороки. Так что все «вечное» надо будет взращивать в умах уже сегодня. И пожилым людям, как носителям культурного кода, найдется место в новой системе образовательных ценностей. Главное – не оттолкнуть их от этой миссии уже сегодня.