Фото Gettyimages
Немцы сегодня отмечают национальный праздник – День германского единства. По традиции его главное мероприятие проходит попеременно в столицах федеральных земель. На сей раз объединенную Германию представляет Майнц, приготовивший праздничную программу. В ее официальной части ожидается присутствие федерального президента Франк-Вальтера Штайнмайера и канцлера Ангелы Меркель. Будут речи, народные гулянья.
Успехи воссоединенной Германии в экономике, роль в Европе хорошо известны. Но наряду с ними фоном 27-го Дня единства стали непредвиденные очень сложные процессы в стране, политике, обществе.
Вслед за выборами 24 сентября в Бундестаг теперь близится внеплановое голосование 15 октября в Ландтаг Нижней Саксонии. Дело в том, что коалиционный кабинет социал-демократов и зеленых неожиданно утратил в этой земле большинство из-за зеленой перебежчицы во фракцию христианских демократов. В избирательной кампании активно участвует Меркель. При новом раскладе политических сил в Берлине региональное голосование обретает важное значение. До его исхода задерживаются коалиционные переговоры о новом федеральном правительстве.
Тем временем над троном «вечного» канцлера Меркель, намеревающейся занять главный пост в четвертый раз, собираются тучи. Уже подсчитано, что более 1 млн избирателей «ушли» от ведомого ею консервативного блока ХДС/ХСС к правопопулистской «Альтернативе для Германии» (АдГ). А к либералам еще больше – 1,4 млн. Всего христианские демократы утратили 2,54 млн голосов. В итоге они набрали только 32,5% голосов вместо былых 41%. Провал чрезвычайный. Нередко партийные лидеры уходят в таком случае с арены.
В конкретной немецкой ситуации речь об этом не идет. За годы канцлерства вокруг Меркель вырублены или подмочили репутацию почти все потенциальные преемники. Даже такая слывшая готовой фигура, как министр финансов Вольфганг Шойбле, передвигается теперь на пост председателя Бундестага. Но главное: вероятная при резкой смене лидера политическая дестабилизация в Германии ни к чему ни немцам, ни дестабилизированной ныне Европе. Хотя перемены в связи с итогами голосования в Бундестаг все-таки не могут пройти бесследно для Меркель и ХДС/ХСС, уже 12 лет ответственных за страну.
Немецкие аналитики констатируют, что «Ангела Меркель потерпела историческое поражение на выборах», однако не готова менять политику. Удивление вызывает ее послевыборное высказывание: «Не могу понять, что бы нам теперь следовало делать иначе». Другое дело, хватит ли у нее упорства да и упрямства противостоять нарастающим призывам и давлению партийных звеньев и соратников.
Прежде всего это касается требований к миграционной политике. Отодвинутая в избирательной кампании, она вновь настигает Меркель. Уже не просто некоторые депутаты ХДС настаивают на коррективах ее курса. С такими призывами выступают такие видные деятели партии, как премьер-министр Саксонии Станислав Тиллих и премьер-министр Саксонии–Анхальт Райнер Хазелоф.
Как заявил Тиллих газетам медийной группы Funke, результаты выборов в Бундестаг показывают, что большая часть населения чувствует, что их не понимают. По его мнению, миграционная политика Меркель «наверняка является причиной» успеха АдГ. «Люди хотят, чтобы Германия оставалась Германией», – говорит саксонский премьер.
Хазелоф, в свою очередь, поясняет, что люди на востоке страны голосуют за АдГ в том числе из боязни нового социального упадка как сразу после воссоединения. Он считает, что в связи с миграционным кризисом необходимо решить еще много вопросов.
В частности, о годовом потолке допуска 200 тыс. мигрантов. Баварский ХСС и его лидер Хорст Зеехофер не отказываются от этого своего требования. После выборов между ХДС и ХСС опять возникают проблемы, которые предполагается обсудить 8 октября на встрече двух правлений. Как косвенное свидетельство критики в адрес Меркель воспринимается также отказ 55 депутатов (почти четверти «скукоженной» фракции ХДС/ХСС в Бундестаге) голосовать за ее председателя Фолькера Каудера, который занимает пост тоже с 2005 года.
В ожидании коалиционных треволнений партии, вошедшие в 19-й Бундестаг, пока обустраиваются в Рейхстаге и других зданиях берлинского парламентского квартала. Образованы фракции ХДС/ХСС, СДПГ, АдГ, Левой партии, СвДП и «Союза 90/Зеленые». Фракционное руководство у левых и зеленых традиционно избрано по гендерному признаку двумя представителями. Аналогично теперь и у АдГ. Либералов и в парламенте возглавляет Кристиан Линднер, навлекший на себя недавно в консервативных кругах немало критики идеей снять вопрос о Крыме на неопределенное время с повестки дня.
Серьезные перестановки во фракции СДПГ. Ее новым председателем становится экс-министр труда в правительстве большой коалиции Андреа Налес. Будет смена и на посту генсека партии. Ее лидер Мартин Шульц, не сумев вывести социал-демократов на первые позиции и стать канцлером, озабочен укреплением своего положения. Любопытен в этой связи «прогноз» Линднера, который предрек скорую смену лидера социал-демократов, после чего их руководство постараются уговорить еще на одну коалицию с партией Меркель.
Общая картина остается неясной. Хотя либералы и зеленые уже настроились на коалиционные переговоры с Меркель, четких прогнозов о том, как и когда сложится и насколько прочной будет федеральное правительство в небывалом тройственном составе, нет. И кто знает, обойдется ли без сюрпризов голосование в Бундестаге по кандидатуре канцлера. На сегодняшний день за Меркель пока только блок ХДС/ХСС, и ее четвертому канцлерству будет противостоять новая оппозиция.