Фото агентства городских новостей "Москва"
Это просто какой-то день сурка: опять официально сообщают, что врачей не хватает, и опять обещают, что нехватку докторов ликвидируют за два года. Собственно, для граждан в дефиците медицины ничего нового нет – большинство ощущает это на себе. Особенно в регионах, где в очередях за медицинской помощью дело доходит чуть не до потасовок.
В который раз объясняться и оправдываться в нехватке врачей пришлось министру здравоохранения перед президентом Владимиром Путиным: «Нам не хватает сейчас в первичном звене 10,7 тыс. участковых терапевтов и педиатров и около 24 тыс. врачей-специалистов по 94 медицинским направлениям». Минздрав рассчитывает ликвидировать дефицит в течение двух-трех лет.
Ощущение, что мы такие слова уже слышали. Действительно, слышали, и не раз. И не только от Вероники Скворцовой, но и от ее предшественницы Татьяны Голиковой. Более семи лет назад нынешняя глава Счетной палаты, а тогда министр здравоохранения и социального развития в апреле 2010 года заявила, что дефицит врачей в России составляет 27% и низкое качество медицинской помощи в российских лечебных учреждениях отчасти объясняется нехваткой специалистов и загруженностью медработников.
Прошло два года. Сообщение от 4 апреля 2012 года. Российским медучреждениям не хватает почти 200 тыс. врачей, и, по мнению главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, решить эту проблему невозможно. Министр также обращает внимание на существующий кадровый дисбаланс: по амбулаторному звену недостает 187,5 тыс. человек, а в стационаре, наоборот, профицит – 34,7 тыс. врачей. И, по ее мнению, решить эту проблему переподготовкой кадров вряд ли получится. Как отметила Голикова, если ситуация не изменится, «качество и доступность медицинской помощи могут остаться только декларативными лозунгами на бумаге». И пообещала, что врачам увеличат зарплату. К концу 2012 года в Свердловской области, например, как сообщил министр здравоохранения этой области Аркадий Белявский, не хватало 40% врачей. Увеличение зарплаты осталось на уровне обещаний.
В таком состоянии Татьяна Голикова передала ведомство здравоохранения Веронике Скворцовой. И вот уже Вероника Скворцова в качестве министра здравоохранения сообщает в апреле 2013 года на заседании кабинета министров, что дефицит кадров в сфере среднего медперсонала в России составляет 270 тыс. человек, а дефицит врачей – 40 тыс. В основном, по словам Скворцовой, не хватает специалистов в областях анестезиологии, реаниматологии, неонатологии, наркологии, патологической анатомии, педиатрии и фтизиатрии.
Наступил 2014 год. Дефицит врачей в России составляет около 120 тыс. человек, сообщает Минздрав. При этом больше всего нехватка специалистов ощущается в амбулаториях и поликлиниках, особенно в сельской местности и удаленных районах страны. Чтобы исправить эту ситуацию, Минздрав составляет региональные программы по развитию кадров здравоохранения. 47 таких программ уже практически готовы к реализации. Как реализовались эти программы и реализовались ли вообще, не слышно. Каким образом за год дефицит врачей увеличился в три раза, тоже не разъяснялось. Впрочем, по сравнению с 2012 годом, когда, по информации Татьяны Голиковой, не хватало 200 тыс. врачей, он, получается, существенно сократился.
А вот данные Росстата. На конец 2013 года численность медицинских работников по сравнению с 2012 годом сократилась на 7261 человека. Особенно существенная статистика сокращения среднего медперсонала – в первом квартале 2014 года в российском здравоохранении его по сравнению с тем же периодом 2013 года стало меньше на 43 100 человек.
В 2012 году появились майские указы вновь избранного на президентский пост Владимира Путина. В соответствии с ними заработная плата врачей должна составлять 200% по отношению к средней по региону. Крайний срок выполнения указов – 1 января 2018 года. Осталось до него только четыре месяца. Никаких 200% не видно – достаточно посмотреть, какие суммы предлагают в объявлениях о вакансиях.
В попытках приукрасить отчетность придумано много хитростей: включение в ежемесячную зарплату совместительств, переработок. Самое главное – так называемая оптимизация здравоохранения: сократить часть врачей и отдать их зарплату оставшимся, увеличив их нагрузку. И это при дефиците врачей, как бы их ни считать, не менее 40 тыс. Надежды возлагались на радикальное улучшение организации здравоохранения. Радикальные реформы провели. Большой кровью.
Однако ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло, сообщается на сайте Счетной палаты. Как говорится в документе, в рамках так называемой оптимизации социальной сферы число медицинских работников сократилось на 90 тыс. человек. Больше всего сокращение коснулось врачей клинических специальностей. Это привело к снижению доступности услуг и ухудшению их качества. Кроме того, как говорится в отчете ведомства, более 11 тыс. поселков находятся как минимум в 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач. Скорая помощь в ряде случаев едет к пациенту более 60 минут.
Наконец, по поводу происходящего в здравоохранении очень резко высказался Владимир Путин: «К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы – за три месяца. За деньги – в любое время. Это криминал».
Да, но это началось не вчера. Началось задолго до экономического кризиса, до вступления на пост министра здравоохранения Вероники Скворцовой. Мы привели здесь цифры за семь лет. Можно посмотреть и раньше. Будет то же самое. Минздрав обещает поправить дела за два-три года. Цифры, может, каким-то хитрым способом и поправят. К сожалению, борьба идет за цифры, за отчетность, а не за людей.