В России появится школьное телевидение, сообщила министр образования и науки России Ольга Васильева. Придет оно в каждую школу. Первая часть этого телевидения – это единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы, которые интересуют Минобр, сюжеты прежде всего воспитательного значения, новостные. А вторая часть будет о жизни каждой школы.
Нет спору, задумка творческая. Если не брать во внимание, что побочной темой этого проекта станет приучение юных к ТВ как к одному централизованному источнику информации, то все остальное очень даже и неплохо. «Но» для этого проекта только одно – это все затратно и привлекательно для малой части детей. Для большинства полезны вещи совсем иные. Поделюсь своими мыслями на этот счет.
Некоторое время я полностью посвятила тому, чтобы разобраться, что дает детям занятие мультимедийной журналистикой. Но для начала, как я сама к этому пришла. Перед тем как я получила приглашение от команды Junior skills пройти обучение в Академии JS и стать главным экспертом чемпионатов JS по компетенции «Мультимедийная журналистика», я увлеклась сторителлингом. Сторителлинг – американское заимствование, и у них это не что иное, как некий маркетинговый ход, использующий медиапотенциал с целью передачи информации и смыслов с помощью «рассказывания истории». О том, какова она в России, мне рассказал гуру этого движения у нас. Я записала с ним несколько передач для одного телеканала и тогда же узнала, что элементы сторителлинга применяются в мультимедийной журналистике. Только занялась ею, тут и пришло предложение от команды Junior skills.
Сам мультимедийный материал – это некий органичный сплав из длинного рассказа, изобилующего элементами видео, аудио, инфографики и т.д. Собирается он на технологической платформе, которая делает просмотр каждого из элементов мультимедиа доступным. Возможно, взрослому поколению, привыкшему к длинным текстам, все эти заморочки покажутся избыточными, а вот на молодое поколение это действует очень сильно.
На чемпионатах я вела судейство команд, которые готовили другие. А летом узнала, каково это на деле. Сначала в учебно-тренировочном центре «Парк будущего» (Всероссийский детский центр (ВДЦ) «Смена»), потом в ВДЦ «Океан».
На занятия пришли дети самые разные: кто-то уже работал в детской киностудии или телестудии. А кто-то даже и понятия не имел обо всем этом. Интерес и у тех, и у других к мультимедиа появился сразу. И не пропал даже после 70 часов лекций и практики. Нынешние дети цифровые, они родились с камерой в руках и со знанием Интернета в головах. Поэтому уже четырех часов хватило, чтобы они подружились с конструкторами сайтов. Несколько часов ушло у нас на то, чтобы они освоили базовые вещи по композиции и веб-дизайну. Еще несколько часов, чтобы они освоились с основами съемки и фотокоррекции. Предстояло самое трудное – текст.
Когда я первый раз просила их написать рассказ о себе, то 17-летний парень начинал примерно так: «Мне 17 лет, меня зовут, я учусь…». Через занятие это звучало уже иначе: «В школе меня мои друзья зовут «Пономарь». Потому что фамилия моя – Пономарев. И ленивые сокращают меня до «пономаря». Только какой я пономарь! Я и в церкви ни разу не был. Хотя нет, вру. Был. Случилось это…» И дальше следовала невероятная история о себе.
Какие выводы я могу сделать сегодня? Дети, приезжающие со школьных телестудий, – это «одиночки», которые умеют делать что-то одно: читать текст, снимать, писать репортаж и т.д. Дети после «мультимедийки» работают с техникой, в кадре, за кадром. Они – команда, потому что мультимедийный проект никогда не делается в одиночку. Но главное даже не это. Когда я говорила с детьми, работающими в школьных телестудиях, в самом начале обучения они почему-то считали себя исключительными, этакими готовыми телезвездами местного разлива. А вот после занятий в этих же детях просыпалась вдруг жажда знаний. И они уже говорили, что мало знают и готовы учиться много и долго.