Фото агенства городских новостей "Москва"
Идея этого материала родилась после долгих бесед с несколькими учителями-психологами, занимающимися с одаренными детьми. Как вы понимаете, эти люди несколько отличаются от обычных учителей. Хотя бы уже тем, что они преподают мотивированным детям в цифровую эпоху.
Мы много с ними говорили о нововведениях в отечественной школе, об учителях, о будущем. «Ничего не изменится в нашей школе, – услышала я однажды от них, – пока из школы не уйдет нынешнее поколение учителей». «Чем они провинились?» – устало поинтересовалась я, потому что слышала такое уже не раз, причем от самых разных людей. Ответ же, честно говоря, немного даже обескуражил: «Эти учителя не умеют отдыхать!» Все я ожидала услышать, но такое?!
«Нас в большинстве своем система научила только работать на износе», – аргументировали свой тезис мои знакомые дальше, смягчив отстраненное «они» на лояльное «мы». «Ломовые лошади образования» – так мы сами себя воспринимаем. И, кажется, даже гордимся этим. «Вдобавок многие еще из нас свой труд считают «служением во имя идеи», потому что зарплаты при всех громких байках о их неуклонном росте просто мизерны», – продолжили учителя развивать свою мысль. Дальше они рассказывали, как их коллеги проводят свое свободное время, о чем говорят, где отдыхают. Так как они просили не указывать себя, могу лишь обозначить только регион проживания моих собеседниц. Это Екатеринбург и Свердловская область. По их рассказам, средний возраст учителей в этом регионе – 40–50 лет. Молодых в школах – около 15%. Причем этот контингент постоянно меняется. Многие их коллеги, по опросам, выбрали свою профессию, потому что других институтов, кроме педагогического и сельскохозяйственного, в их округе не было. Работа не приносит большинству педагогов сильных эмоций, но и отказаться от нее они не спешат. Зачем? До пенсии совсем немного.
Свой досуг летом они проводят в самом лучшем случае в Турции (10 дней не более), в худшем – на даче. Свободного времени мало, а если оно летом и есть, то нет либо возможностей, либо желания, либо умения его хорошо организовать. «Конечно, такое свойственно не только учителям, – оправдывают своих сотоварищей мои собеседницы, – это такой укоренившийся культурный стереотип в России, согласно которому труд – это нечто вынужденное, выбранное раз и навсегда и неприятное». Эта обреченность в какой-то степени деморализует. И не дает расслабиться даже в отпуск.
Те, кто любит свою работу, как и большинство россиян, не умеют организовывать свой досуг тоже. Почему так происходит? Все идет из детства. Дети, которые росли в «социалистической системе», редко занимались чем-то сами. Круговорот кружкового бытия, когда все идет по плану, приучил их только работать. Их летний отдых зачастую был тоже организован кем-то. А дальше конвейер – институт (техникум), работа. После вуза они опять вернулись в школу, где все решают за них. А все указания спускают «сверху». У людей «системы» особое отношение к коллективу. В нем они чувствуют свою значимость. Когда перед ними встает вопрос о пенсии, это сравнимо для них с паникой. И не только по причине зарплаты, а еще по причине статусности. Куда пойти работать в глубинке? В гардеробе пальто подавать? Нянькой? Дома сидеть они уж точно не будут. Пенсии тоже мизерны.
Многие ли из учителей имеют хобби? Большинство учителей при ответе на этот вопрос спросят – «когда?». Или скажут, что их хобби – это работа. И это, действительно, так: все «дополнительные» разговоры и интересы учителей крутятся вокруг школы или их предмета. И это не очень хорошо. Почему важно, чтобы учителя умели «правильно» отдыхать? Помимо расширения культурного горизонта, считают мои собеседницы, правильно организуя свой отдых педагоги проходят школу самоорганизации. Они наконец-то выходят за рамки своего коллектива, вступают в какие-то новые отношения с самыми разными людьми. Рабочая деятельность структурирована, а свободное время нет. И человеку нужно прилагать значительные усилия, чтобы преобразовать его в какую-то активность. Это - бесценный опыт, который учителя могут затем передать своим подопечным. Хобби учителей имеют тот же самый эффект - приобретения неоценимого опыта с последующей передачей его другим.
Учителю нужно уметь отдыхать. Иначе его ученики будут знать один вид отдыха – шашлыки, пиво и супермаркет. То есть наслаждаться «отдыхом бедных», говорили мне мои собеседники. Чем отличается «отдых бедных» от «отдыха богатых»? Бедный тратит деньги на нижние пункты таблицы Маслоу – на удовлетворение физических потребностей: чтобы было вкусно, богато, «красивуще», на зависть Сети. И, кстати, когда человек не может удержаться и покупает десятую яхту – это все из той же истории - удовлетворения «физиологических потребностей», отголоски мечтаний мальчика из нищей семьи. Это психология бедного человека. Нынешнее поколение стяжателей, говорили мне мои собеседницы, уже не исправить, а вот будущие поколения – еще питают наши надежды. И чтобы дети в будущем избежали ущербной психологии бедных, их наставники-учителя должны уметь не только работать, но и интересно жить и отдыхать.
Я слушала этих женщин и думала о том, что если сами учителя поднимают такой вопрос – что-то явно происходит с нашим обществом. Возможно, даже хорошее. Кстати, недавно и глава Сбербанка Герман Греф тоже немало удивил. Поговорил с будущими финансистами из Высшей школе экономики (НИУ) о счастье. «Вот наши олигархи – богаче их и в мире-то немного… Но кто из них счастливый человек?» – спросил Греф тамошнюю аудиторию. «Прохоров», – предположил кто-то робко из зала. «Прошу не путать тех, кто в кэше, и тех, кто счастлив, – после некоторой паузы изрек Греф. – Больше денег – больше проблем, можно сидеть на самых высоких постах в государстве и корпорациях, но не быть счастливым. Между тем счастье – единственная цель всех людей, а счастье – это ощущение гармонии».