Фото Gettyimages
Военное ведомство РФ обсуждает с авиастроителями создание перспективного палубного истребителя укороченного или вертикального взлета и посадки. Об этом сегодня заявил замминистра обороны Юрий Борисов в ходе Международного авиакосмического салона-2017.
«Мы обсуждаем с авиастроителями создание перспективного самолета укороченного взлета и посадки, возможно - вертикального взлета и посадки, это в планах Министерства обороны», - сказал он.
Отвечая на вопрос корреспондента Военное.РФ, какое КБ будет заниматься перспективным самолетом, Борисов добавил, что это развитие «яковлевской линии». «Это может быть в том числе и развитие Як-141, такой самолет, возможно, реализуют в качестве перспективного палубного истребителя для новых авианесущих крейсеров», - сказал замминистра обороны.
По его словам, примерно к завершению госпрограммы вооружений 2018-2025 «подойдет новое поколение авиационной техники». Борисов добавил, что в планах Министерства обороны до 2025 года, «есть закладка нового авианесущего крейсера».
Тут возникают некоторые вопросы. В свое время в СССР создали самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38. Его приняли на вооружение ВМФ СССР, но самолет имел очень низкую тяговооруженность и был оснащен сразу тремя двигателями. Конструкторам пришлось максимально облегчить машину, с нее даже сняли бортовую РЛС(!). Двигатели не хотели работать синхронно, в условиях южных широт они просто не заводились. Самолет мог взять на борт только бомбы небольшого калибра и неуправляемые ракеты, что уменьшало его боевую ценность практически до нуля. С этими самолетами постоянно случались катастрофы. Кроме того, для уменьшения взлетной массы Як-38 был вынужден брать ограниченный запас топлива, что значительно уменьшало его радиус действия. Если говорить честно, он был просто смешным.
В 1975 году начался проект создания нового самолета СВВП Як-141 для нужд флота. Государственные испытания были назначены на 1982 год. Новый самолет задумывался как сверхзвуковой истребитель, изначально его планировали оснастить одним двигателем, но позже предпочтение было отдано самолету с комбинированной силовой установкой.
Из-за проблем с двигателями испытания Як-141 постоянно переносились. Они начались только в 1987 году, а к 1990 году было построено четыре прототипа истребителя. Полноценные испытания взлета и посадки на корабельную палубу проходили в сентябре 1991 года. За период испытаний были установлены 12 мировых рекордов по скорости и грузоподъемности. Но потом начался развал СССР…
Кстати, еще в 1969 году СВВП Hawker Siddeley Harrier GR.1 был принят на вооружение ВВС Великобритании. Сегодня «Харриер» — это уже несколько поколений боевых самолетов, которые стоят на вооружении целого ряда стран (включая Англию и США), участвовавшие в боевых действиях и обладающие высокими летно-техническими характеристиками.
Возникает вопрос: зачем России самолет вертикального взлета и посадки, если в распоряжении флота имеется только один тяжелый авианесущий крейсер? На борту которого, по словам того же Юрия Борисова, находятся «палубные истребители Су-33 и МиГ-29К - основа авиакрыла российских авианесущих кораблей, в частности для ТАВКР «Адмирал Кузнецов». И эти самолеты, по словам генерала, показали свои возможности в ходе операции в Сирии.
Если Россия собирается строить новые авианосцы (как минимум, не хуже «Кузнецова»), самолеты вертикального взлета им явно не нужны. В чем тогда, как говорится, прикол? Правда, как известно, Россия собирается строить универсальные вертолетоносцы (проект «Прибой») вместо хваленых, но так и не полученных «Мистралей». Но, если судить по данному проекту, самолетам вертикального взлета и посадки на палубе «Прибоя» тоже нет места.
Или речь идет о том, что просто нужно освоить бюджетные средства?