Служба на американском крейсера Shiloh довела некторых членов экипажа до депрессии. Фото с сайта www.navy.mil
Двое с лишним суток авианосная группа американского флота вместе с кораблями Военно-морских сил самообороны и Береговой охраны Японии активно, но тщетно искали упавшего за борт члена экипажа крейсера Shiloh типа Ticonderoga, находившегося на тот момент в 180 милях восточнее Окинавы. Ситуация усугублялась тем, что незадолго перед этим ВМС США уже вынуждены были объявить погибшим другого моряка, упавшего за борт с однотипного крейсера Normandy. И вот неделю спустя ситуация разрешилась – моряка нашли. Но не за бортом, а на борту корабля – в машинном отделении. Он прятался там от депрессии.
Игра в прятки – одна из любимых и у царственных особ, и у простолюдинов. Принц Флоризель, как мы помним, был чемпионом по игре в прятки в своей Бакардии. Любят эту игру и служивые: укрыться от взора противника, чтобы потом в самый неожиданный момент нанести эффективный разящий удар, – высшее мастерство полко- или флотоводца. Любовь к игре в прятки проникает и в умы нижних чинов, коим иногда просто необходимо «спрятаться», то есть избежать встречи с начальником. Зачастую для таких игр придумывают весьма эффектные словечки. Например, на флоте говорят – зашхериться. От слова «шхеры» – так именуют скопление в прибрежном водном районе разделенных узкими проливами небольших, преимущественно скалистых островков, надводных и подводных скал и камней. Такие районы представляют собой идеальное природное укрытие для кораблей и судов (правда, и плавание в шхерах в навигационном отношении – не из легких).
До стремительного развития средств разведки и целеуказания в шхерах часто скрывали свои корабли флотоводцы, нанося оттуда неожиданные удары по врагу, а также морские разбойники, совершавшие оттуда набеги на торговые караваны. Существовало даже понятие «шхерный флот» – собирательное название кораблей и вспомогательных судов небольших размеров и осадки (преимущественно галеры, скампавеи, шнявы и шебеки), которые предназначались именно для действий в шхерах.
Американский моряк с крейсера Shiloh, судя по всему, перешел на новый уровень этой занимательной игры и, видимо, желая приобрести титул «мастер 1-го класса по зашхериванию», решил спрятаться от всего экипажа своего крейсера. По какой причине он сделал это на самом деле – не совсем, честно говоря, понятно. Но то, что флот свой, и не только свой, он напряг по полной программе, – это однозначно.
Более 50 часов американцы и пришедшие им на помощь японские моряки безуспешно искали якобы упавшего 8 июня сего года за борт моряка, успев обследовать за это время около 5,5 тыс. квадратных миль (около 14,2 тыс. кв. км) акватории Филиппинского моря. К операции привлекли вертолеты и самолеты с атомного авианосца Ronald Reagan и эсминца McCampbell, а также эсминец John S. McCain, патрульный самолет Р-8А Poseidon и три японских корабля. В полночь 11 июня полномасштабная поисково-спасательная операция была приостановлена, но, как указывают американцы, «экипаж Shiloh продолжил его поиски на борту корабля».
Найти моряка в водах Филиппинского моря не удалось. Конечно, трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет, поскольку прячется она в машинном отделении. Там ее, то есть его – моряка – и нашли. Непонятно только, почему командир крейсера не смог организовать полный осмотр своего корабля за первые двое суток поисково-спасательной операции? Думается, его удалось бы найти достаточно быстро…
После разбирательства виновник, вероятно, получит, что называется, по прейскуранту. Более вероятно, что его спишут по здоровью: сообщалось, что найденного «утопленника» сразу же доставили для медобследования на Ronald Reagan. А с больного – что взять? Но в любом случае вряд ли он смог бы возместить те огромные финансовые, материальные и моральные расходы, которые понесли американский и японский флоты за время его поисков. Возместить даже самую легкую из них часть, финансовую, старшина 3-го класса, техник по газотурбинным установкам вряд ли сможет даже за несколько лет упорного труда. Вспоминается эпизод из комедии «Горячие головы», где герой Чарли Шина на упрек в том, что по его вине потерян истребитель стоимостью 30 млн долл., отвечает: «Да, но я выплачиваю по 10 баксов в неделю».
Впрочем, уже появилась и другая версия произошедшего. Журналисты предположили, что «обстоятельства этого мистического недельного исчезновения моряка на корабле указывают, что, не исключено, имело место незаконное лишение его свободы». В переводе на русский – либо американские «годки» (флотская модификация армейских «дедов») издевались над молодым моряком, либо же командиры избрали ему жестокий способ наказания за какой-то совершенный им проступок. Хотя, если учесть, что командир корабля доложил о том, что его подчиненный, вероятно, упал за борт, на основе чего и была организована масштабная поисково-спасательная операция, то версия с наказанием нерадивого подчиненного офицерами отпадает. Если бы это было так, то последующие действия командования корабля подлежали бы рассмотрению на консилиуме ведущих психиатров Америки.
А вот первый вариант – проявление годковщины – вполне в эту схему укладывается. Причем происходит такое на американском флоте отнюдь не впервые. С другой стороны, назвать «пропавшего» старшину новичком язык не поворачивается. На службу он поступил в феврале 2014 года, а через полгода прибыл на крейсер Shiloh, где с тех пор и проходил службу, за время которой был повышен в звании и удостоен медали «За успехи по службе», а также поощрительных нашивок «За службу за границей»…
Какой же из всего этого можно сделать вывод? В том числе и нашим военным.
Во-первых, при отборе кандидатов для прохождения службы в таком технически сложном и физически тяжелом для человека виде вооруженных сил, как военно-морской флот, следует более тщательно подходить к оценке морально-волевых качеств новичка и более ответственно относиться к вопросу изучения его психологического портрета. А то в следующий раз кто-нибудь из-за депрессии заберется в торпедный аппарат или «полезет на клотик чай пить с бимсами» (флотская шутка). Ну а, во-вторых, такое позорное явление, как годковщина, надо искоренять. Рубить под корень. Тем более тем, кто пытается весь остальной мир учить толерантности и уважению к правам личности.