Сергею Кравцову не позавидуешь, его работа – из неблагодарных. Фото Агентство «Москва»
Профессиональный сайт для учительского сообщества «Завуч.инфо» вдруг сообщил о предстоящей отставке руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова. Громкое увольнение, по информации источника сайта, должно состояться в ближайшее время. Пресс-служба Рособрнадзора отреагировала на наш запрос так: анонсированное сообщение более похоже на «фейковую новость», кому-то, возможно, выгодную. А большинство опрошенных экспертов сошлись на том, что если это случится, то станет самой странной отставкой в Минобре. Убрать главу службы накануне предстоящей выпускной кампании как минимум - нерационально.
Впрочем, события последних лет в России показывают, что отставки у нас как раз так и случаются - громко и непредсказуемо. Кстати, в том же ведомстве Сергея Кравцова недавно уже случилось одно увольнение. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об освобождении от должности замруководителя Рособрнадзора Александра Бисерова.
«Криминальную» версию увольнения замруководителя Рособрнадзора Александра Бисерова в пресс-службе ведомства сразу же отвергли. Сотрудники службы заявили, что отставка чиновника, который контролировал вопросы правового обеспечения работы Рособрнадзора, выглядит вполне логичной, потому что в течение последних нескольких месяцев Александр Бисеров находился на больничном и не ходил на службу.
Что же касается предположения об уходе самого Сергея Кравцова, то новость с завидным упорством всплывает в разных изданиях вот уже на протяжении двух недель. Из чего следует, что, видимо, это кому-то все-таки выгодно и нужно. Отставку Кравцова издания подают как «окончательную зачистку» министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой своего «поля» от наследия Дмитрия Ливанова.
Странно, заявили «НГ» представители пресс-службы Рособрнадзора, что эта новость появилась именно сейчас, когда служба вовсю готовится к предстоящей выпускной и вступительной кампании. От себя добавим, странно, что разговоры об отставке появились сегодня, когда Кравцов практически свел на нет свою пиаровскую деятельность. И ушел в тень нынешнего министра, так что явным раздражителем для коллег уже не является. Все помнят прошлые времена, когда имя Кравцова практически не сходило с экранов ТВ. Чиновник был на протяжении особенно последних лет деятельности Дмитрия Ливанова практически главным спикером всех изменений в образовании. Его ведомство анонсировало одно инициированное ими изменение за другим (видимо, деятельный характер руководителя службы и молодость брали свое). Но вот с приходом Ольги Васильевой Кравцов ушел на второй план. Хотя инициативы свои не приостановил и идеи генерировать не перестал. Но видимых причин, повторимся, для исключения чиновника из рядов министерства вроде бы нет. Если, конечно же, виды на Кравцова не имеют другие, силовые организации. Или если Сергей Кравцов опять-таки случайно не задел жизненно важные интересы каких-то известных людей из вузовского сообщества.
С точки зрения организаторов преступных схем, Сергей Кравцов находится на чрезвычайно выгодном месте. Судите сами: Рособрнадзор волен решать судьбы вузов. Он сам инициирует проверки, дает предписание об устранении недостатков, сам перепроверяет «ошибки» и сам наказывает вузы приостановлением деятельности лицензий или ликвидацией. И государство при этом поощряет активность чиновничества в сокращении численности высших школ, потому что крайне заинтересовано в таком мероприятии. При этом напомним, что штат сотрудников Рособрнадзора для полномасштабной проверки маловат, а выборочные проверки – сами понимаете – всегда повод для досужих разговоров. Штат службы маловат и для проведения «глубокой» проверки. Здесь дело усугубляется спорными критериями. По крайней мере об этом не раз заявляли ректоры на своих заседаниях. Тем не менее в 2017 году Рособрнадзор проведет внеплановые проверки аж в 159 вузах и вузовских филиалах. И напомним, что за 2015–2016 годы по итогам таких проверок Рособрнадзор в 134 случаях ставил вопрос о полном или временном прекращении работы вузов. А Минобрнауки в нескольких случаях принимало решения о слиянии учебных заведений.
В общем, неудивительно, что разговоры о «финансовых махинациях» Рособрнадзора нет-нет да и появляются. Например, некоторое время назад председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин направил в Следственный комитет РФ письмо с просьбой перепроверить законность действий Рособрнадзора при лишении государственных аккредитаций вузов. Глава ОЗППОУ Панин предполагает, что чиновники выстроили «противозаконную» схему. Выглядит, по его мнению, она так: «После лишения госаккредитации аффилированные лица выходят на связь с этим вузом и предлагают решить вопрос за деньги, чтобы результаты проверки стали положительными». В качестве «решальщиков», которые за «вознаграждение» предлагают решить проблему с лицензией, выступают сотрудники некоего фонда. За этим фондом стоят люди из министерства, полагает Панин. Но о расследованиях пока ничего не слышно, а сам Панин в публичном пространстве на некоторое время замолчал. Хотя на отставку Бисерова он все-таки отреагировал в Facebook, написав короткую фразу: «Первый пошел…»
На самом деле в черные списки Рособрнадзора попадают в основном частные вузы, которым достаточно трудно выжить в России уже по той причине, что налог с них взимается как с коммерческих организаций. И ректоры частных вузов часто жалуются в разговорах, что «в остальном мире признают образовательную миссию университета и делают ректорам некоторые финансовые поблажки, а у нас такое отчего-то невозможно».
С другой стороны, и государство можно понять, а что ему делать с таким огромным количеством университетов. Если сравнить количество вузов, которое было на территории РСФСР в 1985 году, любят напоминать в Рособрнадзоре, то это всего-навсего 504 вуза. С тех пор население страны уменьшилось на 3%, а образовательных организаций стало в 3,5 раза больше. Часть этих организаций просто не в состоянии обеспечить качественное образование, потому что негде взять сильных преподавателей. Поэтому «карающая рука» Рособрнадзора всегда будет иметь защитника в лице государства, борющегося за качество высшего образования. А вот кандидаты в репрессированные будут искать в этой ситуации лазейку, чтобы дать взятку и остаться на плаву. При этом себя они морально всегда оправдают.
Как тут не вздохнуть: тяжела ты, шапка Рособрнадзора!