Если судить по ленте новостей официального сайта военного ведомства России, среднего разведывательного корабля «Лиман» никогда не существовало. По крайней мере в ленте новостей с 27 апреля (когда «разведчик» утонул) по сегодняшний момент ничего, связанного с «Лиманом», обнаружить не удалось. Есть только опровержения (и то не на ленте): мол, СМИ, утверждающие, что на судне осталась секретная аппаратура – врут. Может, так оно и есть. Но есть и вопросы, на которые хотелось бы получить ответ.
Как сообщает Центральный военно-морской портал, на месте гибели «Лимана» уже длительное время находится эскадра в составе четырех судов. К направленным туда ранее опытовому судну «Селигер» и спасательному буксиру СБ-739, по данным источника портала, присоединились килекторное судно КИЛ-158 и спасательное судно «Эпрон». И сейчас проводится разведка места, где лежит «Лиман», с использованием необитаемых подводных аппаратов. Глубины в этом месте, утверждает источник, составляют 90-92 метра.
Как утверждает источник, КИЛ-158 с помощью боновых заграждений и других устройств обеспечивает стабильность местоположения «Эпрона», что необходимо для проведения глубоководных работ.
В общем, идет нормальная и вполне объяснимая работа. Не исключено что изучается возможность подъема судна. Но в это верится с трудом, так как подъем «железа», которому почти полвека, не имеет смысла - слишком дорогостоящая эта процедура. И уж тем более нет смысла что-то поднимать, если секретной аппаратуры на борту уже нет. Возможно, водолазы изучают возможность подрыва корпуса, чтобы вероятному противнику не достались даже крохи российской секретной техники. А «крохи» быть должны. Возле почти каждого боевого поста на «разведчике» находятся кувалды – раздолбать в случае ЧП секретную аппаратуру. Так что, скорее всего, стационарную аппаратуру именно «раздолбали», а не демонтировали, как утверждают в военном ведомстве. Вот сейчас и проверяют, насколько качественно это было сделано в критической обстановке.
Минобороны об этом молчит. И правильно делает. Речь идет о секретной операции. Другой вопрос – почему нет никакой информации о том, из-за чего произошло столкновения «Лимана» со скотовозом, идущим под флагом Того? Прошло достаточно времени, чтобы выступить с соответствующим заявлением. Но военное ведомство РФ молчит. А вот противники РФ уже вовсю трубят о том, что командный состав «Лимана» был настолько пьян (от вахтенного офицера до командира), что даже на сигнал радиометриста, заявившего об опасном сближении со скотовозом, не отреагировал. Я лично (имея опыт службы на разведывательном корабле, правда, в советское время) в это не верю. Да, святыми мы не были, но не помню, чтобы кто-то из командиров (не говоря уже о вахтенном офицере) напивался до состояния, когда не мог управлять кораблем. Вот только молчание Минобороны в данной ситуации удручает.
Да и смущает тот факт, что пробоину «Лиман» получил в правом борту. А на море действует то же правило, что и на дороге: «Береги правую скулу» (то есть уступай дорогу тому, кто движется справа).