0
36883

14.03.2017 00:01:00

Минобразования перешло от слов к делам

Тэги: образование, минобрнауки, ольга васильева, ревизия, оптимизация, школы, регионы, ольга голодец, конфликты, егэ


образование, минобрнауки, ольга васильева, ревизия, оптимизация, школы, регионы, ольга голодец, конфликты, егэ Две Ольги Юрьевны нашего образования, Васильева и Голодец, – два взгляда на систему образования. Фото с сайта www.kremlin.ru

Министр образования Ольга Васильева продолжает ревизовать деятельность своего предшественника. Как только осенью появились сведения о сферах занятости будущей команды министра, стало понятно, что хозяйственная деятельность прежнего руководства подвергнется пристрастному вниманию. К такому развитию событий подталкивала и особая активность народных избранников. Напомним, что о больших просчетах финансово-экономической политики прежнего руководства не раз заявляли депутаты Госдумы РФ,  в частности, депутат ГД РФ Владимир Бурматов. Такой сюжет развития событий не исключал и сам характер Ольги Васильевой, готовой педантично и решительно разбираться с нарушениями именно в этой области. Вспомним хотя бы, как этой зимой в одночасье чуть не лишился работы директор новокузнецкого училища для инвалидов. Преподаватель данного учебного учреждения пожаловался министру, что он и его коллеги уже три месяца не получают зарплату.

Так что головы еще полетят. Вот, кстати, и недавнее заявление Генпрокуратуры о хищениях в департаменте науки и технологий Минобрнауки тому подтверждение. Напомним, что, по сведениям Генпрокуратуры, из-за действий экс-главы департамента и его подчиненных бюджет недосчитался около 127 млн руб. Судя по имеющимся сведениям, история с первым проектом (проект Московского физико-технического института (МФТИ) 2014 года), когда деньги шли на создание устройства для дистанционной беспроводной диагностики организма человека, чуть ли не детективная. Сначала работу у группы ученых приняли, потом расторгли, объяснив это тем, «что она была выполнена с опережением». А научный руководитель проекта пожаловался в Минобрнауки на то, что работы по созданию устройства проводились без его участия, а его подписи в сопроводительных документах были подделаны. Оставшиеся 74 млн руб. департамент науки и технологий Минобрнауки в 2014 году выплатил компаниям, с которыми в итоге расторг соглашения о предоставлении субсидий из-за некачественной работы. Эти деньги в бюджет не возвращены до сих пор, отмечают в Генпрокуратуре. 

 Но Ольга Васильева подвергает ревизии не только финансовую деятельность прежнего руководства. Ей кажутся поспешными и непродуманными и нашумевшие организационные акции предшественника. Взять хотя бы московскую модель оптимизации школ, которую поспешили реализовать у себя некоторые регионы. Сегодня Ольга Васильева намерена навести порядок и здесь. И у нее есть помощники в лице региональных начальников и депутатов Госдумы РФ. Они исходят из той точки зрения, что оптимизация школ не является федеральной программой. И подход к ней должен быть разумен. Школа – это социокультурный центр развития села, рубить с плеча здесь невыгодно. Кстати, и Счетная палата РФ недавно привела данные, из которых следует, что затраты регионов на образование, несмотря на закрытие школ, выросли, а не уменьшились.

Переосмыслению теперь подвергаются и сами взгляды на дальнейшую миссию образования в РФ. Хотя здесь Ольге Васильевой приходится маневрировать, потому что оппонентами выступают не просто влиятельные фигуры, но люди, стоящие по субординации выше ее.

Уже многие издания написали о противостоянии Ольги Голодец и Ольги Васильевой как выразительниц разных взглядов в образовании – либерального и консервативного. Справедливости ради отметим, что этот конфликт существовал с самого начала периода новейшей истории отечественного образования. Но впервые по ту и другую сторону этого строго философского конфликта стоят фигуры при властных полномочиях, призванные последовательно проводить разумную образовательную политику в стране. И просвещенное общество заинтересованно следит за «перепалкой» на высоком уровне. Конечно же, это противостояние пока не затрагивает сущностных вещей, но и «мелочи» уже показательны.

Например, вспомним нашумевший конфликт по поводу преподавания в вузах русского языка и культуры речи. Ольга Васильева заявила о том, что будет наказывать руководство учебных заведений, которые отводят часы, предназначенные для изучения русского языка, на преподавание других предметов. А вот Ольга Голодец заметила, что тем, кто не выучил русский язык в школе, в вузах делать нечего. Разумеется, вопрос здесь даже не столько в русском языке, сколько в стремлении к фундаментальности и академичности – с одной стороны, и к внедрению новых предметов в программы вуза, позволяющих их сделать более приближенными к запросам рынка, – с другой.

Или… такой пример. Вице-премьер заявляет о том, что вузы «недофинансированы». А Ольга Васильева говорит, что все в порядке. Бюджет на программу «5–100» (проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди мировых научно-образовательных центров) сокращен на 460 млн руб., то есть на 6%. А финансирование государственного задания не только не сокращено, но еще и выросло на 5,7%, или же на 14,4 млрд руб. Попутно напомним здесь, что либералы более настроены на приоритетное финансирование «прорывных вузов» как точек роста. А вот консерваторы считают, что поднимать нужно качество преподавания в массе вузов.

Или что касается рейтингов. Здесь Ольга Васильева дала ряд уточнений. Она заявила, что особое внимание при выделении дополнительного финансирования будет уделено рейтингу вуза. Вроде бы не отвергла идею приоритетности участия в международных состязаниях. Но в то же время она аргументировала идею внутренних рейтингов ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Ольга Васильева отметила, что «наши гуманитарные науки никогда не могут быть напечатаны в (иностранных научных) журналах по определению, потому что там твой взгляд на мир никому не нужен». В общем, по заявлению Ольги Васильевой, мы должны создать свою оценочную систему, которая прежде всего будет направлена на гуманитарные науки. И подчеркнула, что «иначе будет очень трудно двигаться и оценивать работу и диссоветов, и университетов, и высшей школы в целом».

Копья либералов и консерваторов все чаще сегодня скрещиваются над мирно живущим ЕГЭ. Недавно ЕГЭ исполнилось 10 лет. И при обсуждении темы значимости экзамена для страны роль первого спикера многие СМИ отдали помощнику президента Андрею Фурсенко, который, в частности, заявил, что «единый госэкзамен является объективной системой оценки знаний школьников и главная его заслуга в том, что он уравнял в правах всех абитуриентов страны». Ольга Васильева, которая не является поклонницей ЕГЭ, отмечала в интервью и нашей газете, что ее саму не устраивает ЕГЭ в том виде, в котором он существует сейчас. И она намерена противостоять сложившейся системе, при которой вместо воспитания и развития детей педагоги вынуждены заниматься «натаскиванием на сдачу экзаменов».

Вот в таком властном противостоянии и пестуется сегодня система образования России.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
873
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
826
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
560
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
452

Другие новости