Фото Gettyimages
Это становится похоже на сериал. Сериал про врачей-преступников. В каждой серии добавляется что-то новое. Врачи – главные коррупционеры, торговцы органами… Все это уже было. В педофилии обвиняли. В наркомании тоже. В новом году добавили новые краски – врачи, чтоб вы знали, насилуют пациенток. Собственно, в Интернете-то это давно живописуют: как врач «употребляет» пациентку, находящуюся под наркозом. Но в Интернете много чего живописуют. А тут – опубликовали в СМИ.
В прошлом месяце женщина, находящаяся в отделении реанимации в Подольской больнице, пожаловалась, что врач-реаниматолог совершил над ней, как это определили следственные органы, «насильственные действия сексуального характера». Пациентка, отнюдь не юная модель, а дама 43 лет, притом с ожогами почти половины тела. Похоже, доктор – не иначе как сексуальный маньяк, раз покусился в таких обстоятельствах. Правда, позже пациентка призналась, что реаниматолог только прикасался к ней и, когда она пожаловалась медсестрам, отошел. То есть он собирался покуситься в присутствии медсестер.
Может быть, все-таки не маньяк, а просто осматривал больную? Ей же, находящейся под действием обезболивающих препаратов, показалось, что ее хотят изнасиловать. Хорошо еще, что только врач, а не вместе с медсестрами.
Потому что вот свеженькое преступление медиков, уже на днях. В Саратове. Родственники пожилой больной написали заявление в полицию, что ее избили в больнице. Ночью в палату вошла пьяная медсестра, чтобы взять кровь. Когда пациентка отказалась, медсестра позвала двух врачей, они связали больную и стали ее избивать. Она рассказала родственникам, что один из врачей встал ей коленом на грудь и начал корчить рожи. Тоже, кстати, произошло все это в реанимации.
С саратовской пенсионеркой дело вроде бы разъяснилось. Врачи рассказали, что у нее случился инфаркт. В отделении реанимации у больной развился «сосудистый психоз». Она резко вскочила и побежала с катетерами в венах. Врачи пытались ее остановить, уложили в кровать, зафиксировали по общепринятой методике – чтобы она не могла вставать.
По заявлению родственников приехала полиция, бабушка «опознала», кто ее избивал, но этих людей в ту ночь вообще не было в больнице. Все медики давали показания, писали объяснительные. Между прочим, у больной это был третий инфаркт, и доктора спасли ей жизнь. Вместо благодарности они получили разборки с правоохранительными органами.
Так что же, отделения реанимации, по определению предназначенные для спасения жизни, приют медиков-садистов? Дело в том, что после наркоза нередко, особенно у немолодых пациентов, развивается психоз, бывают галлюцинации, бредовые мысли и высказывания, проявления агрессии. Родственники об этом не знают. У нас родственников не пускают в реанимацию. В других странах пускают.
В Германии я навестила близкого человека на второй день после тяжелой операции. Он пожаловался, что медсестры роются в его вещах, подозревают, что он наркоман. Его сын – сам врач – махнул рукой: «Это глюки после наркоза, пройдет». И объяснил, что после операции больного фиксируют в кровати, чтобы не повредил себя.
В странах, где родственников пускают в реанимацию, никому не приходит в голову подозревать врачей в том, что те насилуют больных под наркозом, контрабандой вырезают у них органы и в прочих наших ходовых страшилках. И полицию там в клиники не вызывают. И на прием к врачу с видеокамерой не ходят. Смеются и ужасаются, когда про это рассказываешь.
«От сумы да от тюрьмы не зарекайся» – эта поговорка становится в последнее время все актуальнее для наших медиков. Если до тюрьмы и не доходит, то разборки с правоохранительными органами – почти будни. И пусть выяснится, что обвинения безосновательны, никто перед доктором не извинится, не говоря уж про возмещение морального, а то и материального вреда.
Вот было известное «дело трансплантологов» – тянулось года два. Сократило жизнь замечательному хирургу Валерию Шумакову. Во что обошлось врачам, которых фактически обвинили в убийстве, никто не поинтересовался. Жуткий фильм Аркадия Мамонтова показали по телевидению. Думаете, кто-нибудь, хотя бы тот же Мамонтов, извинился перед оклеветанными докторами? Ничуть не бывало.
Минздравом РФ подготовлен законопроект, в соответствии с которым за нападение на медиков будет наступать ответственность как за нападение на полицейских. Может быть, в конце концов такой закон и будет принят. Но вот будет ли, пусть не закон, а правоприменительная практика об ответственности за клеветнические обвинения медиков?