На фото глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Камиль Самигуллин. Фото сайта dumrt.ru
Выборы муфтия Татарстана могут стать главным религиозно-политическим событием 2017 года республики. Против нынешнего главы Духовного управления мусульман (ДУМ) Камиля Самигуллина внутри муфтията сложилась устойчивая оппозиция. Недовольные иерархи ставят своему шефу в вину административные реформы, результатом которых стала ликвидация казанского мухтасибата, а также невнятную позицию по борьбе России с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» (запрещено в РФ) в Сирии.
Главным выразителем недовольства можно назвать бывшего мухтасиба (религиозного главу района. – «НГ») Казани, а ныне мухтасиба Вахитовского и Советского районов города Мансура Джалялетдина. Он возглавляет старейшую в столице Татарстана мечеть Марджани и демонстративно не признает свое понижение. На официальной страничке мечети Джалялетдин продолжает называть себя религиозным главой Казани и на выборах муфтия (их планируют провести весной, возможно, в апреле) может стать основным конкурентом Камиля Самигуллина. Как стало известно «НГ», к тому же муфтий планирует взять под контроль действующий при мечети Казанский исламский колледж, находящийся под управлением Джалялетдина, что может спровоцировать особое недовольство имама Марджани.
Вокруг фигуры Самигуллина могут объединиться также имамы, недовольные его попыткой составления рейтинга «правильных» мухтасибов республики и затеянной им программой «исламского Ревизорро», суть которой заключается в тайных проверках мечетей Татарстана на предмет порядка проведения в них пятничных проповедей (см. «НГ» от 15.08.16). Авторитетные казанские имамы весьма ревностно относятся к своим общинам, и публичная критика едва ли может пробудить в исламских деятелях симпатии к действующему главе ДУМ. Например, заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров уже раскритиковал в Интернете порядки, принятые в мечети им. 1000-летия принятия ислама, которой руководит скандальный имам Закабанной мечети Сейджагфар Лутфуллин. А это не прибавит муфтию очков на предстоящих выборах. Не исключено, что и сам Лутфуллин изъявит желание оппонировать Самигуллину на выборах. Участие имама, которого в Казани иногда называют «татарским Милоновым» за его эмоциональные протесты против концерта британского музыканта Элтона Джона в Казани и требования убрать с улиц рекламу с изображением женщин в бикини, может добавить остроты избирательному процессу.
Третьим возможным кандидатом на пост главы ДУМ может стать нынешний заместитель муфтия Рустам Хайруллин. Это малозаметный исполнительный управленец, которого в окружении Самигуллина называют человеком, умеющим угадать мысли светской власти и подстроиться под мнение чиновников аппарата президента Татарстана, контролирующих работу муфтията. В этом смысле Хайруллин может быть компромиссной фигурой на посту главы Духовного управления мусульман, более лояльной власти, чем нынешний муфтий. Напомним, Самигуллин сменил предыдущего главу татарстанской исламской общины Ильдуса Файзова как раз из-за нежелания последнего более незаметно улаживать внутрикорпоративные конфликты с частью радикально настроенных имамов, которые были встревожены кампанией деваххабизации в среде исламских иерархов.
Самигуллин утверждал, что способен уладить любые конфликты с имамами за чашкой чая. Впрочем, сейчас «чайная дипломатия» муфтия может сработать против него. Начатая весной с подачи чиновников аппарата президента Татарстана вторая кампания деваххабизации, в ходе которой своего поста лишился авторитетный имам мечети Джамиг в Набережных Челнах Малик Ибрагимов и не менее уважаемый в регионе богослов Идрис Галяутдинов (последнего отправили на обучение в одну из арабских стран, предположительно Египет или Марокко), усилила недовольство части исламских руководителей в основном в районах татарского Закамья, симпатизирующих радикальным течениям (см. «НГ» от 18.03.16). Муфтий занял тогда нейтральную позицию, давая понять, что имамов снимают светские власти, а он ни при чем, но с его заявлениями о готовности уладить любой конфликт между Казанским кремлем и духовными деятелями за чашкой чая это сочетается мало.
На предстоящих выборах едва ли может усилить шансы Камиля Самигуллина и его невнятная позиция по поводу военного присутствия России в Сирии – он не стал, например, демонстративно покидать Всемирный совет мусульманских ученых после того, как организация осудила «агрессивные воздушные удары по гражданскому населению, повстанцам, либералам и моджахедам». Впрочем, некоторые эксперты более оптимистично смотрят на ситуацию, полагая, что Казанский кремль все же сохранит за Самигуллиным его нынешний пост, если до выборов не найдется другой, более удобной фигуры.