Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил желание приютить на областных просторах 80-метровую статую Иисуса Христа работы Зураба Церетели, которую жаждет установить на невских берегах и Смольный, уже вызвавший по этому поводу раздражение городской общественности. Правда, вчера пресс-служба Смольного сообщила, что губернатор Георгий Полтавченко на этот счет никаких решений не принимал, подчеркнув, что скульптура может быть размещена «ближе к административным границам Санкт-Петербурга».
У областного губернатора, естественно, возможностей для маневра больше – необъятные просторы от Балтики до Ладоги. Правда, Дрозденко упомянул в качестве вероятного размещения огромной статуи все-таки близкие к Петербургу местности – Невский лесопарк и Колтуши.
Питерские градозащитники, разумеется, в шоке. Шок, похоже, в течение последних лет стал для них перманентным состоянием – он регулярно подпитывается разного рода идеями властей: от разрушения того или иного исторического здания до, наоборот, установки чего-нибудь несуразного, что никак не вписывается в строгий ансамбль Петербурга. Имя Церетели – раздражитель особый: все петербуржцы бывали или бывают в Москве, где так или иначе натыкаются на огромный памятник Петру Первому. При словах «Петр работы Церетели» петербуржец скорее вспомнит московское изваяние, чем памятник Петру того же автора, с 2006 года стоящий у гостиницы «Прибалтийская» и особых эмоций не вызывающий. Может, потому, что это все же не 80 м, а так скульптурных Петров в городе много, хороших и разных, у каждого есть любители и хулители.
Что касается Иисуса Христа, тут сложнее. С одной стороны, вспоминают гигантскую статую в Рио, привлекающую туристов (правда, вдвое ниже церетелиевской). Немного ближе к Петербургу есть другой пример – 42-метровая башня-крест в Сейняйоки работы почитаемого в Финляндии и соседних странах Алвара Аалто (Крест Равнины или Крест Простора). Но эта высотная доминанта все же не в Хельсинки, а именно на равнине. Кроме того, уже высказалась Санкт-Петербургская епархия: по мнению председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерея Александра Пелина, «установка подобного рода гигантских статуй не является частью православной традиции», кроме того, будет нанесен урон архитектурному облику города. А вот в Кронштадте, полагает Пелин, такую статую установить можно, она будет как маяк. Впрочем, в Кронштадте тоже существует ансамбль исторических зданий с неповторимым обликом, существуют его ценители, которых вряд ли устроит такой дар.
Не возражает против статуи Христа как «интересного объекта для туристов» Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития: «Во все времена были придворные художники, скульпторы, архитекторы, вокруг работ которых всегда была суета. Творения Зураба Церетели не исключение». Мнение эксперта выглядит слегка своеобразно. Во-первых, на данный момент все-таки еще ничего не известно о наличии в каких-либо штатных расписаниях РФ должностей с прилагательным «придворный» за неимением такой официальной институции, как «двор». Во-вторых, спор рискует развиваться на стыке несопоставимых сфер земного и небесного: Христос как приманка для туристов – в наше время обострения всех и всяческих религиозных чувств такой образ выглядит рискованно.
Что же касается мнения губернатора Дрозденко, у него тоже есть сторонники, их мнения звучат в Сети. Это либо гордые петербуржцы, желающие сплавить не устраивающее их произведение куда подальше в «глушь». Либо жители самой Ленобласти – например, в обсуждении темы на ресурсе 47news областной житель написал: «Давайте к нам в Волосово – у нас ничего нет, а так хоть что-нибудь будет». Действительно, районные центры области часто могут похвастаться лишь славной историей, красивыми природными ландшафтами и в лучшем случае парой-тройкой зданий типовой купеческой застройки позапрошлого века, несколькими церквами той же эпохи, парой военных памятников и скромным краеведческим музеем. Остальное – типовые многоэтажки и частный сектор. К слову, об упомянутых Колтушах этого как раз сказать нельзя. Как сказал «НГ» активист движения «Спасем Колтуши!» Антон Гордюк, «если статую поставят здесь, будет причудливое сочетание – у нас уже есть своего рода пародия на Великую китайскую стену, есть свой «Биг Бен», кроме того, для такой огромной статуи нет места для обзора – мне кажется, она лучше смотрелась бы где-то на Финском заливе».
Правительство Ленобласти готово взять на себя расходы по установке постамента статуи. Город тоже не медлит – рассматриваются различные земельные участки для размещения шедевра. «Коммунисты России» возмущаются, сбор подписей «против» начали «Автономные градозащитники», а муниципальный депутат из Шушар (где недавно проходил Международный экономический форум) Артемий Галицын хочет Христа именно в Шушарах.
Такое ощущение, что в свете приближающихся выборов градозащитная ругань переходит с уровня на уровень. Сначала по поводу моста Кадырова, затем – по поводу доски в память Маннергейма, теперь, прости господи, вокруг Иисуса Христа. А между тем, может быть, действительно высотные доминанты не помешали бы на равнинах и холмах прилегающих территорий – не все же втискивать именно в дельту Невы? К слову, москвичи часто просят петербуржцев: «Заберите от нас этого Петра». А петербуржцы не хотят. Тем временем круизные туристические теплоходы проходят по Свири мимо Лодейного поля, где когда-то Петр строил верфи. Не исключено, что именно там раздражающий в центре столицы Петр выглядел бы органично, а туристам было бы на что посмотреть. Да и Христос близ необозримых водных просторов производил бы более мощное впечатление.
Санкт-Петербург