0
9253

04.04.2016 00:01:00

"Безымянная звезда" для Анны Чиповской

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театр табакова, табакерка, премьера, безымянная звезда, критика


театр табакова, табакерка, премьера, безымянная звезда, критика Он и она. Павел Табаков и Анна Чиповская. Фото с официального сайта театра.

На «Безымянной звезде» в Театре Табакова вспомнил, как Виталий Третьяков сказал или написал однажды, что люди ходят в театр в том числе чтобы посмотреть на красивых женщин. Как он прав!  

Не могу ничего сказать о размерах таланта актрисы Анны Чиповской. Больше-меньше? Не знаю. Когда Чиповская выходит на сцену, невозможно оторваться от нее, отвлечься на других. У покойного Виталия Яковлевича Вульфа было такое любимое выражение: «неотразимый мужской магнетизм». Вот у Чиповской как раз такое – неотразимый магнетизм, разумеется, женский. Она в этом смысле для меня подобна... Валентину Иосифовичу Гафту, про талант которого я тоже никогда ничего толком не мог понять. Он выходит – и всё, невозможно оторваться, какое-то всё заливающее, всё заполняющее обаяние, будь то Вершинин в «Трех сестрах» или даже не самый симпатичный – в кино – председатель собрания в «Гараже». Голос – красивый (снова о Чиповской), в котором – сложная мелодия... Это же важно, особенно, конечно, для роли Моны, нездешней красавицы, которая волей судьбы и вдруг расторопного железнодорожного кондуктора оказывается на скромной железнодорожной станции на полпути между Бухарестом и Синаем – он ее ссаживает с поезда за безбилетный проезд.

Сюжет, многим знакомый по одноименному фильму Михаила Козакова, где ее сыграла Анастасия Вертинская, скромного учителя астрономии, который предоставляет Моне ночлег и, конечно, влюбляется, – Игорь Костолевский, а сам Козаков выступил в роли Грига, утомленного прожигателя жизни, богатого покровителя Моны, который наутро является в провинциальный городок и находит бежавшую спутницу. Тут, как говорится, сказочке конец.

Черт его знает, важно или нет, что свою пьесу еврей Михаил Себастьян (настоящие имя и фамилия Иосиф Гехтер, о чем сообщается в программке) написал в 1942-м, когда ему самому было не до сказок, а с другой стороны – только на чудо и оставалось надеяться. В спектакле этого контекста нет, а художник Николай Симонов, игнорируя слова о грязном вокзале, выстраивает в подвале Табакова элегантную, с арочными закруглениями, деревянную конструкцию, больше напоминающую вагон старинного поезда. Здесь героям готов и стол, и дом – тут и станция, где всеми делами заправляет начальник вокзала (Сергей Беляев), и скромное жилище учителя Мирою (Павел Табаков).

Режиссер Александр Марин – так странно – много внимания уделил второстепенным, но, конечно, важным в этой истории героям – тому же начальнику вокзала, а также местной учительнице мадемуазель Куку (Алёна Лаптева) и еще одному учителю – музыки и одновременно композитору Удре (Фёдор Лавров) и как-то, мне показалось, почти равнодушен остался к двум главным молодым героям, вступившим в неравный спор за Мону, – Мирою и Григу (Вячеслав Чепурченко). Впрочем, возможно, так сошлись звезды, и именно на моем спектакле они оба были не в зените. Поэтому царила, как и положено сюжетом, Анна Чиповская, а игра оживала, приобретала положенные драматургом юмористические детали, когда на сцене появлялись начальник вокзала, а также Куку и местный композитор, которому – в отсутствие оркестра – для полного счастья недостает английского рожка. Куку везде ходит с портфелем, в котором хранит какое-то бесконечное количество деревянных указок – она их последовательно достает и также неизменно ломает – в сердцах, в раздражении, в разбитых чувствах. В спектакле есть замечательный эпизод, когда, сталкиваясь с Григом, Куку вдруг чувствует себя настоящей мадемуазель, становясь в этот момент не только смешной, но и необычайно трогательной и по-настоящему женственной.

Беляев… он и есть Беляев, наверное, один из лучших сегодня характерных и комических актеров, он в этой небольшой, однако же вовсе не эпизодической роли подробен настолько, что можно целую статью написать о его мастерстве, характере, истории героя. Встречающий и провожающий обычно проносящиеся поезда, он успевает уловить шлейф запахов, и это рождает в его голове какую-то бездну самых разных фантазий, которые расцветают и так же мгновенно гаснут в его глазах, то исполненных чувственного восторга, то – каких-то детских мечтаний о прекрасных далеких краях.

Говоря о Чиповской, надо сказать еще об одной, на мой взгляд, важной детали. Она красива, ну да. Но красота ее на сцене не блекнет – а такое часто случается, что красивые в жизни на сцене свою красоту мгновенно теряют, происходит нечто похожее на эффект морских камешков, которые мгновенно высыхают и – всё, и наоборот – очень часто вроде бы не самые красивые женщины на сцене преображаются, точно срабатывает невидимый выключатель. Чиповская красива и в жизни, и на сцене. Это, на мой взгляд, та самая магнетическая красота, о которой, грассируя, говорил Виталий Вульф. 

К сожалению, пусто было там, где должны быть герои – Мирою и Григ. Глядя на Павла Табакова, соглашаешься с тем, что у молодого актера интересное лицо – для экрана, как и для сцены, – но в игре его энергии не было совсем. Что касается Чепурченко – честно говоря, трудно понять, чем руководствовался режиссер, назначая актера на эту роль.  Он не чувствует и – во всяком случае пока – не в силах сыграть такого героя. Когда на сцене они остаются вдвоем, происходящее напоминает какую-то школьную сцену – не в лучшем, вдохновенном и дерзновенном смысле, а в самом простом, когда дети или подростки играют взрослых, им еще не совсем понятных персонажей. Все вроде бы поставлено, объяснено – учитель должен быть запинающимся, скромным, даже стеснительным… Но это – математика или, если угодно, танцы, а в театре, как в астрономии, как и в любви, важно другое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
513
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
528
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
555
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
636

Другие новости