Участие в детских праздниках теперь может быть обусловлено имущественным цензом родителей. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
На днях сразу несколько екатеринбургских изданий разместили в Сети сообщение об инциденте в детсаде № 17 города Бердска. Там на утреннике двое воспитанников остались сидеть на месте, в то время как их одногруппники пустились в пляс. «Провинившихся» не пустили танцевать, потому что их родители не смогли оплатить занятия платного хореографа, нанятого директором садика.
Сразу после утренника родители этих двух детишек посчитали своих чад ущемленными в их правах и подали в суд на руководителя детского учреждения. Администрация детсада, доказывая правомерность своих действий, ссылается на закон об образовании, позволяющий детским учреждениям, идя навстречу пожеланиям родителям, оказывать дополнительные услуги детям в стенах госучреждений.
«И это уже не первый случай в городе», – сообщает издание «Курьер. Среда. Бердск». В декабре прошлого года в детсаду № 28 одной маме передали письмо от родительского комитета садика, в котором сообщалось, что ее сыну запрещено играть игрушками, купленными на деньги других родителей, так как мама не сдавала деньги на их приобретение.
Случаи, надо сказать, очень интересные, повторяющиеся в разных регионах страны. (На слуху еще скандалы, когда в некоторых регионах детей из бедных семей, не сумевших оплатить школьные обеды, кормили отдельно от всех.) И конечно, на все это должна бы последовать какая-то реакция сверху. Вот и сами бердские родители в интервью местным СМИ сообщают, что ждут реакции Министерства образования и науки РФ. Причем именно человеческой, эмоциональной реакции.
Не уверена, что таковая будет, потому что ее, как правило, не бывает. А почему не бывает? Не знаю. Ответа нет. Хотя сама себя спрашиваю часто: почему большие чиновники не придают значения таким «мелочам» и почему представители министерства разговаривают с населением исключительно на русском канцелярском?
И вообще, может, даже и к лучшему, что реакции министерства нет. Не дай бог, появится в виде каких-то казенных циркуляров. И неизвестно еще, к какому результату она тогда приведет. А вдруг – к падению интереса администрации детсадов к дополнительному развитию детсадовцев. «Зачем лезть на рожон? Инициатива наказуема», – начнет думать детсадовское начальство. И загублено будет на корню хорошее дело.
Вот, кстати, и данные нового рейтинга в развитие этой темы. «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», Федеральный институт развития образования и Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) представили на днях ежегодный Рейтинг муниципальных детских садов России – 2015. В нем приняли участие 7182 дошкольных учреждения из 24 регионов страны. Итоги рейтинга свидетельствуют, что сектор дополнительных услуг в детсадах... сокращается.
Сегодня всего 60% дошкольных учреждений, принявших участие в опросе, реализуют для воспитанников дополнительные образовательные программы. Услуги необразовательного характера предоставляют лишь 14% учреждений. Качество предоставляемых услуг дополнительного образования падает. Оценку «хорошо» получили всего 8,7% организаций, при этом в 2014 году с такой оценкой их было почти в два раза больше (15,1%). Неприятная, скажем, новость – того и гляди вместе с водой и младенца выплеснут.
Вся эта «местечковая» на первый взгляд история имеет глубокий национальный и исторический контекст. Возьмем хотя бы «взбунтовавшихся» родителей. Бердские мамы не хотят, чтобы на их кровные деньги «гуляли на халяву» дети из бедных семей. То есть обеспеченные родители стараются всеми силами устроить в рамках обычной школы и детсада более комфортное положение для своих детей. И странно, что не задумываются они при этом, что подобными действиями они ранят других детей и наносят вред своим собственным.
Опять сошлюсь на недавний документ – «Исследования владельцев капиталов России 2015», проведенного бизнес-школой «Сколково». Согласно выводам этого исследования, первые предприниматели страны не готовы передать свой бизнес наследникам. Свыше половины опрошенных (55%) считают, что существующие сегодня в России крупные бизнесы не превратятся в семейные династии. Оптимистично же высказываются почти вдвое меньше респондентов (29%).
Выход, который предлагают социологи, – необходимо скорейшее создание инфраструктуры подготовки преемников. Она должна включать и воспитание, и образование, и институциональную составляющую. Одним словом, то, что является нормой для развитых стран, должно появиться и в России. Норма для развитого общества – это когда принц проходит практику на ферме во время сбора урожая или служит в армии. Или норма – когда наследница большого клана работает рядовым менеджером в цехе, ест в дешевом ресторане вместе со всеми. Тем самым будущая элита научается уважать рядовых граждан своей страны. Кстати, там это все входит в понятие патриотизма.