0
4640

21.01.2016 00:01:00

Опыт по воскрешению Маяковского

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театральная критика, александр вислов, лаборатория, владимир маяковский, новокузнецк


театральная критика, александр вислов, лаборатория, владимир маяковский, новокузнецк Александр Вислов провел театральную лабораторию, посвященную Маяковскому, и написал пьесу о поэте. Фото РИА Новости

 «Сливеют

       губы

            с холода,

но губы

       шепчут в лад:

«Через четыре

              года

здесь

     будет

          город-сад!» – известный театральный критик Александр Вислов, вероятно, запомнил эти стихи с детства, и когда встал вопрос, где же проводить лабораторию, посвященную Владимиру Владимировичу Маяковскому, сомнений не было – если не в Грузии, где поэт родился, и не на Азорских островах, мимо которых он проехал, обозревая с космической высоты всю свою жизнь, то остается только Новокузнецк, тот самый город-сад.

Удалось собрать хорошую режиссерскую компанию, молодых, известных, модных. Нынешний главный режиссер Томского театра драмы Александр Огарев показал эскиз по свеженаписанной пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Председатель земного шара», Дмитрий Волкострелов пообещал «пощечину общественному вкусу», текст «Облака в штанах» в его спектакле актриса читала шепотом, отчего некоторые смыслы и эмоции стали слышнее, очевиднее, ярче, Елизавета Бондарь за свои положенные четыре репетиционных дня подготовила работу по детским стихам Маяковского. На всех показах – полные залы, после каждого публике было предложено голосовать, выбирая из трех предложенных свой вердикт: «Хорошо! Дайте дорогу!.. Значит, это кому-нибудь нужно!»; «Это бы сначала переделать, переделав – можно воспевать!» и наконец самый неблагоприятный отзыв – «А этому взял бы да и дал по роже: не нравится он мне очень», то есть этот эскиз – забыть, как страшный сон. В рамках лаборатории Новокузнецкий театр сыграл  премьеру своего спектакля «Тринадцатый апостол» в постановке главного режиссера Андрея Черпина.

Судя по всему, с детства влюбленный в Маяковского Александр Вислов воспользовался служебным положением и в один из дней предложил публике эскиз по собственной пьесе «Живой Маяковский. Рассказ товарища Локтева». Написанная, судя по всему, достаточно быстро, в ней еще чувствуются следы торопливой работы и недостаток отделки, она тем не менее – и это тоже чувствовалось – стала итогом долгих раздумий автора и, конечно, его хорошего знания материала. Локтев – фигура невыдуманная, настоящая, другое дело – о нем почти ничего неизвестно, кроме того, что за 15 минут до трагического выстрела он заходил к Маяковскому – принес ему два свежих тома Большой советской энциклопедии. Маяковский был в числе подписчиков. Заходил, и даже Маяковский вышел к нему, состоялся короткий диалог. Об этой встрече Локтев потом рассказал на допросе, на следствии по делу о гибели поэта. Помните у Маяковского: «Я родился, рос, кормили соскою, – жил, работал, стал староват… Вот и жизнь пройдет…». О Локтеве не осталось даже таких отрывочных сведений. Только то, что пришел, оставил два тома, ушел. А через 15 минут Маяковский застрелился. Из этой скупой информации в ныне модном жанре мокьюментари Вислов сочиняет 40-минутный монолог – рассказ постаревшего Локтева о судьбоносной для него встрече с поэтом, в духе традиционных в те годы встреч с интересными людьми в провинциальном клубе. Тут надо сказать, что Вислову удалось найти для этой истории подходящего актера – Артур Левченко передает не только дух времени, блеклый цвет, по сути, бесцветной жизни, в которой был только этот яркий и краткий миг, о котором больше нескольких слов и не расскажешь, и тем не менее он нижет одну подробность за другой – и складывается история маленького человека, такая традиционная для русской классической литературы. И история человека, который так и не понял, что мог что-то изменить, протяни он еще минуту-другую или… или… Впрочем, в этом месте история Локтева близко сходится с еще одной недавно написанной пьесой – Ольга Михайлова в своей пьесе «Правило левой руки» сочиняет сюжет об известной московской гадалке, будто бы вызванной бабушкой Лермонтова из самой Москвы, та гадает, а бабушка желает одного – переменить несчастную судьбу любимого внука. Но та – бессильна, а мысль – понятна и проста: мы можем проникнуть в прошлое, можем, если повезет, заглянуть в будущее, но не в силах что-то изменить или исправить.   

Локтев – Артур Левченко готов отвечать на вопросы из зала, долго «топчется» вокруг тех самых принесенных им томов, демонстрируя свою хорошую память, – именно так, по первому и последнему слову, мы запоминали когда-то тома БСЭ или, кому повезло, Брокгауза и Ефрона. Какое-то селение в Чехословакии и украинский пианист Горовиц. «Где сейчас этот Горовиц? Кому он известен?!» – восклицает Локтев из своего 1958 года, когда в цитате на стене о лучшем и талантливейшем поэте нашей советской эпохи имя автора этих слов, товарища Сталина, уже зачеркнуто-перечеркнуто. Локтев не знает, не может знать, что Горовиц – в самом расцвете сил, точно так же, как, в общем, так ничего толком не узнал он о Маяковском. Запись Горовица венчает спектакль. Старые пальцы, не потерявшие былой беглости, и аристократическая посадка.

Новокузнецк–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
502
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
517
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
540
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
622

Другие новости