0
3551

22.12.2015 00:01:00

Снимите ковры со стен

Тэги: школа дизайна, вшэ, мосгордума, проект, школы


школа дизайна, вшэ, мосгордума, проект, школы Внешнее и внутреннее оформление школы можно поменять без особых затрат. Фото с сайта www.mos.ru

Лаборатория Школы дизайна НИУ «Высшей школы экономики» представила в Мосгордуме промежуточные итоги проекта модернизации столичных школ. Дизайнеры провели исследование образовательных пространств. И свое видение путей реорганизации школьной жизни через дизайн изложили московским депутатам.

Мне видится это событие знаковым. Когда пять лет назад я писала статью о том, что менять школу надо через дизайн, я и не предполагала, что такое возможно в стране через ничтожно короткое время. На тот момент я вернулась из поездки в Чехию, где наблюдала за подобным масштабным экспериментом тамошнего благотворительного фонда вкупе с Министерством образования Чехии. Надо сказать, что основателем фонда был успешный русский предприниматель, который еще в начале 90-х перебрался на постоянное проживание в Чехию. Там он сумел за короткий срок приумножить свое состояние и по настоятельной просьбе своей супруги обратил свой взор на нужды детей из самых низов общества.

Наверное, в душе они были и есть все-таки большие романтики, потому что решили, что даже преображение быта школьников способно сотворить что-то невероятное с их внутренним миром. Они сделали ставку на дизайн. Дети маргиналов, сироты и полусироты попали в руки талантливых взрослых и окунулись в мир искусства. С помощью взрослых  они  своими руками изменили до неузнаваемости казенные школьные здания, стали играть на всех музыкальных инструментах, петь, разбираться в киноискусстве.

Самое интересное, что позднее в компанию к этим деткам стали присылать своих распустившихся отпрысков отчаявшиеся богатые родители. Потому что там трудились и преображались все. Первые же итоги эксперимента подтвердили ту гипотезу, что жизнь этих детишек, уже повзрослевших и окончивших эти школы, коренным образом отличается от жизни их родителей. И более благополучных сверстников из их бывших дворов.

Так вот. Мне показалось, что дизайн, пришедший в школу, это то, что отвечает духу и требованию времени. Что дети, прошедшие такую школу, придут домой и снимут для начала со стен пыльные безвкусные ковры. А вместе с ними выбросится из нашей жизни весь ширпотреб от искусства. Но я не видела механизм, при помощи которого это можно сделать. Ввести повсеместно во всех школах уроки дизайна?

Как заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, школа является систематической образовательной средой и основным источником компетенции и социализации человека, поэтому надо повышать репутацию школы в сознании родителей и учеников. А вопрос внешнего и внутреннего оформления школьных зданий особенно актуален, так как со следующего года стартует госпрограмма по строительству новых школ (в ближайшие годы предстоит создать более 7 млн новых мест для учеников). Но что-то нужно делать со старыми школами, построенными в «старой командной эстетике».

Предлагается менять школу с учетом концепции свободного, открытого для учащихся пространства, играя цветом, меняя мебель. И, что немаловажно, с минимальными финансовыми затратами. Высшая школа экономики советует перестройку школы начать... с бренда. По этой логике лаборатория Школы дизайна предложила школам «Конструктор брендинга» – модель, с помощью которой любая школа сможет легко и без серьезного урона бюджету создать собственный уникальный фирменный стиль. Впоследствии он может находить отражение не только в логотипе школы, официальных документах, полиграфии, но и в оформлении интерьеров здания или, например, сувенирной продукции. Все это создаст у родителей, учеников, учителей ощущение стильного и при этом комфортного окружения.

Оказывается, университеты могут стать  символами и деятелями преображения нашей жизни к лучшему. Тем более если сегодня люди, отвечающие за образовательную политику, приходят к мысли, что университеты должны быть разными – для науки и для жизни.

Что касается встречи студентов и депутатов, то она уже дала некие плоды. Чиновники поддержали выводы лаборатории, и уже следующим шагом станет организация работы межведомственной группы, которая станет добиваться реализации решений по модернизации школьной инфраструктуры в Москве.

Но я предвижу, что может случиться дальше. Дальше – другая группа чиновников вдруг начинает понимать, что круг их обязанностей значительно расширяется. И есть только один сдерживающий элемент, который поможет им не слишком нагружать себя работой. Это пресловутые «СанПины» – санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые могут не предусматривать «буйства» новой,  интересной жизни. И директор школы, решившийся на эксперимент по стильному переустройству, это очень рисковый человек. И этот риск с ним не разделит никто. Хотя... может, еще не все так мрачно?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1244
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1172
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
778
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
631

Другие новости