Фото со страницы "Звезды Арбата" в социальной сети
На Старом Арбате недавно снова задержали карикатуриста, сообщили СМИ. Художник Олег Скрыпников рисовал на улице шаржи. Вокруг него собрались любопытные прохожие. Несколько человек. Это-то и стало поводом для его задержания. Полицейские вменили ему статью 20.2 КоАП – «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Художники и музыканты на Арбате жалуются, что их задерживают регулярно. Видео с подобными инцидентами периодически выкладываются на YouTube. А страничка в Facebook «Звезды Арбата», поначалу созданная, видимо, для публикации интересных выступлений, в последнее время полностью перешла в жанр полицейского сериала.
Только в течение месяца, судя по этой хронике, был задержан, например, Сергей Садов, председатель Московской общественной организации работников культуры уличного жанра. Он уже 15 лет играет на Арбате, музицирует на садоре – инструменте, который придумал сам, с двумя грифами. Внимание полиции также привлек известный в России музыкант Анатолий Семочкин, обладатель титула «Золотая гитара России». Он оказался в отделении уже не в первый раз. Еще в марте его отвели с Арбата в полицию без всяких объяснений и без составления протокола взяли отпечатки, сфотографировали в профиль и анфас, словно преступника.
Неудовольствие стражей порядка вызвал и арбатский фокусник, артист Союзгосцирка на пенсии Дядя Миша, уже много лет показывающий детям свои трюки и обучающий простейшим из них. Или были задержаны пятеро музыкантов одновременно. Трое из них оказались несовершеннолетними (двоим 14 лет и одному 15).
Артисты творчески подходят к ведущейся против них полицейской кампании. На днях на Арбате был исполнен реквием в память об арбатской уличной культуре.
Главная пешеходная улица в крупном городе – это всегда шоу, оживленная артистическая площадка. На той же Рамбла в Барселоне, например, можно встретить как посредственных артистов, так и настоящие таланты, причем самых разных жанров. Особым творческим бурлением все последние годы привлекал к себе любопытных и Старый Арбат.
Но теперь сам факт привлечения внимания прохожих – «нехорошая» политическая статья КоАп. (Все-таки интересно, когда вокруг артиста спонтанно собираются зрители – это собрание, шествие или пикет?) Что ж, теперь политическая подозрительность – это тренд. Особенно та, что граничит с абсурдом.
Примечательно, что у этой пикантной истории есть свой режиссер, одна из местных жительниц. Она регулярно обходит Арбат с дозором, устраивает артистам громкие, на всю улицу, разборки. Собирая, кстати, уже своих любопытных. И настойчиво вызывает полицию. Причем правоохранительные органы на звонки активистки постоянно реагируют. Художники утверждают, что у нее на Арбате свой магазин сувениров. И, мол, поэтому у нее еще и особые отношения с полицией.
Но что очевидно – так то, что эта новая героиня Старого Арбата нисколько не сомневается в правоте своей миссии. И чувствует себя здесь хозяйкой.
«Ах, Арбат, ты мое отечество», – пел Окуджава. Происходящее на Арбате – это действительно причудливая иллюстрация происходящего сейчас в стране. Его лубок, если говорить о том же художественном жанре. А гиперактивная жительница – это герой нашего времени, вернее – его героиня. Лишенная даже намеков на рефлексию, эмпатию и деликатность. И добивающаяся своего элементарным напором и верой в собственную непогрешимость. Апелляцией к государственной силе. И умелой околополитической, псевдопатриотической риторикой. Она третирует арбатских обитателей уже не первый год. Но теперь кампания приобрела и политический контекст. И это тоже лубок, слепок общего сегодняшнего отечественного паранойяльного трепа.
Когда общество отстраняется от политики, то самые невинные события или явления приобретают политическую подоплеку. Например, художники превращаются в организаторов митингов. Потому что политика на самом-то деле есть всегда и везде. Потому что ее не придумывают идеологи, а она сама рождается в любом социуме.
И если определенные группы в обществе пытаются ее монополизировать, она возвращается к остальным в причудливой форме. В виде гротеска, паранойи – да как угодно. В виде смешной административной статьи с политическим уклоном. Или не смешной, но тоже политической, как это было, например, в нашей стране 80 лет назад. В виде объявления иностранным агентом городской экологической организации, как это было в Нижнем Новгороде. Или как-то еще.
Тогда политика врывается в нашу жизнь как чертик из табакерки. Потому что общество не существует без политики, просто не может существовать. И если оно инстинктивно отворачивается от нее, она является к людям сама, как гора к Магомету. Так, гражданин, на каком основании вы здесь вообще рисуете? Ваши документы! Пройдемте!