На фото Владимир Городецкий. Фото пресс-службы губернатора Новосибирской области
Сибирские политические катаклизмы научили местных журналистов и экспертов быть осторожными с любыми прогнозами, на первый взгляд даже самыми очевидными. Сибирские руководители имеют тенденцию к возвращению в высокие кресла, и сейчас подобных маневров ждут сразу от нескольких местных политиков-тяжеловесов.
Так, о бессменном руководителе Кузбасса Амане Тулееве, который весной этого года стал врио и обозначил свое желание вновь возглавить регион на осенних выборах, в Сибири не говорит только ленивый. Тулеев – последний губернатор Сибири, который помнит времена, когда суверенитета можно было брать, сколько захочешь. Он пережил и времена полунезависимости, и период построения вертикали, и медведевскую оттепель, вновь подарившую нам выборных губернаторов. Несмотря на противоречивые мнения о нем как главе региона, в Сибири все сходятся во мнении, что осенние выборы станут для Тулеева последними. Конечно, если нас не ждет очередной форс-мажор и Аману Гумировичу дадут возможность добрести до финиша.
В этом смысле показательна история еще одного коллеги Тулеева – главы Новосибирской области Владимира Городецкого. В 2000 году он получил по наследству место мэра Новосибирска, после того как его шеф – мэр Виктор Толоконский – стал губернатором. Городецкий 14 лет руководил новосибирской мэрией, и к концу очередного срока его списали со счетов и свои и чужие. Сразу после новогодних праздников новосибирцы увидели на экранах телевизоров осунувшегося и грустного мэра с тогда еще энергичным губернатором Новосибирской области Василием Юрченко. Городецкий сообщил, что решил досрочно покинуть свой пост, а Юрченко объявил, что экс-мэр станет вице-губернатором области, отвечающим за развитие Новосибирской агломерации. Так Городецкий получил номинальное повышение и лишился власти. В новых предвыборных раскладах говорили о компромиссной фигуре преемника мэра, губернатор Юрченко строил планы, но Кремль решил иначе.
В разгар кампании по выборам мэра города в марте 2014 года Василий Юрченко был снят со своей должности Владимиром Путиным в связи с утратой доверия и… ушел в политическое небытие. Исполняющим обязанности губернатора стал Владимир Городецкий, формально – заместитель Юрченко. А осенью этого же года Городецкий принял участие в выборах губернатора. Благодаря кульбитам российской политической фортуны человек, которого в начале года фактически уволили, в сентябре стал губернатором. Его предшественник Юрченко оказался под следствием, а бывший шеф Городецкого Виктор Толоконский, несколько лет возглавлявший сибирской полпредство, – напротив, вновь получил реальную власть, став губернатором соседнего Красноярского края.
История поучительная и похожая на череду отстранений от власти и вновь вхождения в фавор российских родов во времена империи.
То, что прежние сибирские руководители склонны к возвращению на высокие посты, видно и по карьере Виктора Толоконского, который четыре года, будучи сибирским полпредом, поучал своего преемника на посту главы Новосибирской области Василия Юрченко, указывая на недостатки в его работе, а теперь руководит соседим регионом, сменив номинальную власть на реальное кресло главы Красноярского края. Экс-губернатор Томской области Виктор Кресс также не выпал из обоймы – он продолжает представлять регион в Совете Федерации. Периодически в сибирской прессе всплывает фигура бывшего главы Омской области Леонида Полежаева. И в преклонном возрасте, политик, более 20 лет руководивший регионом, остается знаковой фигурой. Он возглавляет фонд «Духовное наследие», но активно присутствует в региональных СМИ и, как говорят, при случае критикует своего преемника Виктора Назарова. Нельзя исключать, что и эта политическая фигура может заявить о себе, допустим, официально поддержав определенную политическую силу в регионе. Пути сибирской политической фортуны неисповедимы.