Представленный вчера проект Федеральной космической программы на 2016–2025 годы вызывает немало вопросов относительно целей, ожидаемых результатов, технологических и научных прорывов. Чего именно хочет добиться российское правительство от вложения 2 трлн руб. в отечественную ракетно-космическую индустрию? Нужно ли России ставить цель повторить американские достижения 60-летней давности? В чем причина потери передовых позиций России (СССР) в космосе и за счет каких мер это нарастающее отставание Роскосмос планирует преодолеть? Почему Россия уже много лет пользуется зарубежными метеорологическими, картографическими и геодезическими данными, хотя финансирует запуски собственных метеорологических и геодезических спутников? Какие именно конкурентные преимущества получит Россия в результате реализации новой космической программы? Почему для развития космических технологий не привлекается частный бизнес, который в других странах демонстрирует более высокую эффективность и результативность?
Если новая программа Роскосмоса – лишь укрупненный план загрузки предприятий бюджетными заказами, подобных вопросов быть не должно. Действительно, какое дело населению, как именно отраслевые лоббисты поделят бюджетные деньги на космос, если общий объем расходов определен на самом верху? Ведь нынешнее поколение россиян уже привыкло пользоваться исключительно иностранными космическими достижениями. Граждане РФ получают навигационные сигналы от GPS, используют космические карты от Google, а также узнают все новости о строении Вселенной, Марса или комет от американских и европейских космических аппаратов. При этом бюджетные вливания в структуру Роскомоса уже много лет наших граждан, за редким исключением, как бы и не касаются.
Два года назад Счетная палата (СП) сделала вывод, что деятельность РФ в космосе исключительно неэффективна – только затраты на создание и поддержание работоспособности отечественных спутников в четыре раза выше, чем у зарубежных аналогов. «В России нет национальной системы космических метеонаблюдений, а метеоинформацию в нашей стране получают с зарубежных спутников, – говорится в докладе СП. – Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость. Отсутствие проектного управления привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей и космических аппаратов». «Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере», – считают аудиторы СП (см. «НГ» от 19.02.14).
Можно надеяться, что новое руководство Роскомоса сможет исправить эту ситуацию. Однако декларируемые цели заставляют в этом сомневаться. Ведь ведомство по-прежнему будет оценивать собственные успехи по числу космических запусков и реализации проектов в основном политической или пропагандистской направленности.
Перспективной целью новой программы названа подготовка к высадке двух космонавтов на Луну в 2029 году. То есть самая дальняя цель Роскосмоса – это повторить достижения американских астронавтов, которые достигли поверхности Луны еще в 1969 году. Но это означает, что Роскосмос даже и не мечтает восстановить лидерство в сфере космических технологий – пусть даже и на бумаге своих программных документов.
Согласно проекту новой программы, российская космическая группировка увеличится до 181 спутника. Спутников связи станет больше в два раза, дистанционного зондирования Земли – в 2,3 раза, число научных аппаратов вырастет втрое. Об этом вчера рассказал бывший глава Роскомоса (тогда – Российского космического агентства) Юрий Коптев, глава научно-технического совета Роскосмоса. Однако что именно это принесет гражданам – осталось непонятным.