Отделения нейрореабилитации оснащены МРТ. Фото Сергея Бобылева/ТАСС
На огромном стенде под стеклом на остановке транспорта возле выхода из метро – неожиданно не реклама чудодейственного средства омоложения или концерта, как нынче говорят, «певца ртом», а призыв при виде человека, который не может внятно произнести слово и поднять обе руки, немедленно вызвать скорую: у этого человека инсульт. Скорая привезет пациента туда, где его могут спасти. Надо помнить: на спасение от последствий удара – не более четырех часов.
Прочитала это и не поверила – не в то, что невозможно спасти, а в то, что действительно сразу начнут спасать неизвестного человека, привезенного с улицы. Что система нейрореабилитации, о развертывании которой не раз рассказывала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, реально существует и работает.
Пришлось убедиться в обратном. Реальный и близкий случай. Не самая молодая женщина, но не старуха и, как говорят медики, практически здоровая. Самая обыкновенная московская жительница. Внезапно отказали все функции организма, не могла двигаться, потеряла речь. Скорая приехала через семь (!) минут. Доставила не абы куда, а в больницу, где есть отделение нейрореабилитации. Там немедленно сделали все исследования, включая компьютерную томографию. Четырехчасовое окно не было упущено. И вот результат: через сутки больная, переведенная в обычную палату, выглядит как до инсульта, речь в порядке, двигается нормально, гуляет по палате, улыбается. Да, чтобы не забыть: денег ни за что платить не пришлось.
Приятно писать о хорошем. Приятно, что недоверие оказалось напрасным. Может быть, и счастливо избежавшая жизненной катастрофы пациентка тоже начнет относиться к официальной медицине с доверием. Потому что она одна из тех, кто в официальную медицину не верит и до сих пор лечилась и лечила свою семью так называемыми нетрадиционными методами: БАДами, гомеопатией.
Однажды в панике позвонила приятельница: у мужа уже неделю температура 39 градусов, ничего не помогает. «И аспирин не помогает?» – «Аспирином мы не пользуемся. Гомеопатия не помогает». – «Срочно беги в аптеку, купи аспирин, дай ему, он же помрет – не юноша, неделю 39 градусов. И вызови нормального врача, не гомеопата». Испугалась, вызвала врача, дала аспирин. Приехал врач, оказалось – грипп.
Этот больной, впрочем, и сам того же поля ягода. Приезжая в гости, вываливает на стол кучу коробочек с «природными средствами», гомеопатическими пилюлями. Пытался и нас одарить какими-то чудодейственными янтарными, что ли, таблетками. Принимает все это по часам. Ну а дома тем более. Дисциплинированная семья, технари. Ежегодно проходят полное обследование у гомеопата.
Как хорошо, что нет скорой гомеопатической помощи, а то бы этой поклоннице нетрадиционных методов и противнице официальной медицины несдобровать. А неотложная гомеопатическая помощь существует: наша соседка, врач-гомеопат, предлагающая по доброте душевной лечить от чего угодно, ездит на вызовы. Интересно, как может помочь неотложно гомеопат, если гомеопатия основана на длительном лечении сверхмалыми дозами?
У пациентки, столь удачно спасенной от последствий инсульта, была, конечно, гипертония. Небось лечилась гомеопатическими средствами и БАДами. Долечилась.
На стенде у метро уже нет призыва вызывать скорую при подозрении на инсульт, симптомы которого тут же перечисляются. Теперь на месте этого плаката висит под стеклом красивая реклама БАДов.
Вовсе не имею в виду ущемить гомеопатию или БАДы. Говорят, что гомеопатия в каких-то случаях помогает, особенно тем, кто в нее верит. БАДы тоже навредить неспособны. Но они не могут заменить спасающие жизнь средства и методы.