0
4622

23.03.2015 00:01:00

Бытие определяет создание

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: музей, современное искусство, гцси, ходынка


музей, современное искусство, гцси, ходынка Таким должен быть новый Музей современного искусства. Фото с сайта www.newncca.ru

На прошлой неделе Государственный центр современного искусства разместил на сайте Change.org петиции Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать строительство музейного здания ГЦСИ на Ходынке – вернее, не допустить сворачивания проекта. «Экономический блок правительства рассматривает возможность закрытия этого проекта. Это связано с общим решением не начинать в стране новые стройки», – говорится в документах. Петиция напоминает жест отчаяния, поскольку еще за неделю до того даже министр культуры Владимир Мединский, известный вполне прохладным отношением к актуальному искусству, призвал премьер-министра обратить внимание на возможную отмену этого проекта, который он назвал аналогом парижского Центра Помпиду. Выделенные на создание музея правительством в 2011 году 4998 млрд руб. в 2012-м уже были секвестированы до 4,5 млрд. «Деньги (на это. – «НГ») в бюджете Минкультуры есть, попытки их изъять из нашего и так уже сильно урезанного бюджета Министерством финансов – просто очень недальновидно», – цитирует Мединского агентство ТАСС. Медведев пообещал разобраться.

Понятно, что в теперешних экономических условиях и культуре, которая и так финансируется по остаточному принципу, приходится затягивать пояса. На одной из недавних коллегий Минкульта директору Пушкинского музея Марине Лошак посоветовали увеличивать посещаемость ГМИИ, но при этом в выставочной работе опираться на собственные фонды. Но, возвращаясь к ГЦСИ, предложение отказаться от строительства кажется удивительным еще и потому, что в крошечных залах на Зоологической улице не только увеличить циркуляцию зрителей, но и просто разместить крупную выставку вроде показа номинантов конкурса «Инновация» очень затруднительно, что неравнодушные и наблюдали из года в год, пока экспозицию эту в 2014-м не разделили на две площадки вместе с ЦУМ Art Foundation (очередной инновационный выпуск можно посмотреть начиная с пятницы - но в этом раз снова только на площадке ГЦСИ).

Кстати, бумажный вариант петиции уже подписали и Лошак, и новый директор Третьяковки Зельфира Трегулова – а им обеим предстоит музейное строительство, – и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, и директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, и ныне чрезвычайный и полномочный посол РФ в Ватикане, а с 2008-го по 2012-й министр культуры РФ Александр Авдеев.

Да дело, конечно, не только в посещаемости. Многолетняя история с мечтами соорудить большой музей современного искусства – кладезь для энтузиастов поспекулировать про места и даты. Сначала вместо Зоологической проект нового здания ГЦСИ переселили на Бауманскую улицу, на место рухнувшего Басманного рынка. Потом утвержденную вроде бы концепцию раскритиковали, и будущий музей переместили еще дальше от центра, в географическую точку с печальной исторической памятью – на Ходынку. Архитектурный конкурс провели в 2013-м заново на спонсорские средства, и, наконец, в 2014-м в День народного единства сопредседатели попечительского совета ГЦСИ мэр Сергей Собянин и министр Мединский прибыли на церемонию закладки камня будущего музея. Произведение, однако, оказалось с ложными финалами, – скоро выяснилось, что аплодировать рано. В начале 2015-го гендиректор ГЦСИ Михаил Миндлин сообщил, что им выделили новый участок там же, на Ходынке, но подальше от торгового центра, который масштабами будет превышать даже внушительное в проекте музейное здание. Но новые события показывают, что во мнениях про необходимость музея снова не сошлись…

В последнее время в разговорах о культурной политике в слова-тэги превратились «патриотизм» и «туризм». Тут можно сделать небольшой шаг, как может показаться, в сторону и вспомнить еще один недавний сюжет, связанный с ГЦСИ. В конце февраля Миндлин отозвался на критикующую деятельность Волго-Вятского филиала ГЦСИ в нижегородском Арсенале публикацию сопредседателя партии «Великое Отечество» и одного из инициаторов движения «Антимайдан» Николая Старикова. Та называлась «Современное искусство должно быть патриотичным», ответ Миндлина – «Подлинное искусство не может не быть патриотичным». Дело снова касается не двух конкретных выступлений, а столкновения разных, как теперь любят говорить, парадигм. Отношение к актуальному искусству у многих выражается в неприятии чего-то непатриотичного и чуть ли не порочащего, но ведь на территории искусства, если оно качественное, независимо от того, создано произведение 150 лет назад или вчера, можно просто обсудить болезненные вопросы. Хранить наследие прошлого важно, как важно создавать наследие, отражающее разные взгляды, – и в этом быть патриотичным. По-моему, и об этом тоже сделана сейчас выставка к 15-летию Московского музея современного искусства «Музей с предсказаниями».

Можно сколько угодно петь припевом про то, что contemporary art – одна из составляющих демократического общества, можно брать в руки путеводители крупных городов и указывать на тамошние музеи современного искусства, можно от туризма перейти к развитию города и вспомнить, что сейчас современные художники пошли на окраины расширять культурную ойкумену, в частности, вместе с развивающимся объединением «Выставочные залы Москвы». Вопрос о том, быть «за» или забыть, «забить», – это ведь не только вопрос имиджевого фактора строительства, но и репутационных потерь, в случае если подтвердятся худшие опасения и создание музея ГЦСИ не состоится, подтвердив преобладающее негативное отношение к актуальному искусству в стране. И московский ГЦСИ, и его филиалы от Владикавказа до Екатеринбурга все равно продолжат свое дело в тех масштабах, в которых возможно, а проект музея ГЦСИ ирландского бюро Heneghan Peng Architects ляжет на полку неслучившегося наряду с Мариинкой-2 Доминика Перро или музейным городком ГМИИ Нормана Фостера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1427
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1624
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1727
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4026

Другие новости