Фото пресс-службы городской администрации Волгограда
Волгоградские чиновники не в состоянии обеспечить нормальные условия жизни для ветеранов Великой Отечественной войны. Несколько дней назад в Волгограде состоялись похороны 90-летнего защитника Сталинграда, умершего в фактическом заточении в своей квартире на последнем этаже девятиэтажного дома. Еще одна ветеранская семья вынуждена после пожара проживать в бане. Представители муниципальных властей пытаются переложить друг на друга вину за «ветеранские скандалы».
«Эти похороны должны были превратиться в политическую демонстрацию против бездушия и некомпетентности городских властей. Их стараниями бывший Сталинград стал невозможен для жизни своих защитников», – сказал «НГ» политолог Дмитрий Савельев, комментируя похороны Ивана Обихвоста. Несколько месяцев пожилой мужчина прожил в фактическом заточении – его квартира располагалась на девятом этаже в доме № 6 по улице Невской. В начале января лифт в доме фронтовика был отключен – специальная комиссия в декабре 2014 года признала его негодным к эксплуатации. Управляющая компания, обслуживающая дом, отказалась заменить лифт. Городские чиновники знали о проблеме, но тоже не торопились с ее решением.
«Иван Иванович по несколько раз в день подходил к кабине лифта, прислушиваясь, не начал ли он работать, – рассказывают соседи полковника Обихвоста. – Он уже сам не мог спускаться и подниматься по ступенькам, тем более на девятый этаж, поэтому был вынужден все время находиться в четырех стенах. Больше всего Иван Иванович боялся, что лифт не починят к 9 Мая, и тогда он не сможет пойти на встречу со своими боевыми товарищами-фронтовиками. Скорее всего именно эти переживания и убили ветерана».
Герой обороны Мамаева кургана полковник Иван Обихвост умер, так и не дождавшись починки лифта и не дожив до юбилейного Дня Победы всего полтора месяца. По одной из версий, причиной смерти стала инфекция, по другой – не выдержало сердце. «Равнодушие властей – вот что убило ветерана, – уверен политолог Виталий Арьков. – Полковник Обихвост смог выжить под огнем фашистов в Сталинграде, но не в мирном Волгограде, где бюрократия оказалась для него опаснее солдат фельдмаршала Паулюса».
Теперь городские чиновники и представители управляющей компании пытаются свалить вину за поломанный лифт и связанную с этим смерть фронтовика друг на друга.
«Поскольку лифт относится к общедомовому имуществу, согласно жилищному законодательству, его замена должна производиться за счет собственников помещений. Муниципалитет не вправе направлять бюджетные средства на замену вышедшего из строя лифтового оборудования», – цитируют местные информресурсы позицию мэрии Волгограда, которую возглавляет Александр Чунаков. В свою очередь, представители оскандалившейся управляющей компании во всем винят жильцов, так как те своевременно не инициировали собрание собственников и не начали процедуру включения жилого дома в федеральную программу капремонта, в рамках которой и должен был быть заменен злополучный лифт. Депутаты Волгоградской городской думы во главе со спикером Андреем Косолаповым и вовсе делают вид, что скандал их не касается.
«Можно только поражаться цинизму чиновников, депутатов и коммунальщиков, – говорит политический эксперт Евгений Калинин. – Мэрия Волгограда и районная администрация могли вмешаться в ситуацию, тем более что их прямая обязанность – контролировать деятельность управляющих компаний. Однако они не сделали этого, фактически не выполнив свои должностные обязанности. Депутаты гордумы должны были проконтролировать чиновников мэрии, но также не сделали этого. Управляющая компания ссылается на отсутствие инициативы со стороны жильцов. Но все прекрасно знают – когда это надо УК, ее владельцы и менеджеры очень шустро организуют любые собрания. Надо честно признать – ни этот лифт, ни фронтовик Иван Обихвост, ни ожидаемый им юбилей Победы на самом деле никому не были нужны».
Ненужными городским чиновникам может оказаться и семья двух ветеранов Валентины и Ивана Тимофеевых, проживавшая до 9 марта в частном доме по улице Абхазской в Советском районе Волгограда. Соседи стариков, похоже, слишком бурно отметили 8 Марта – в результате возник пожар в соседском сарае, после чего пламя перекинулось на дом Тимофеевых. Пока пожарные боролись с огнем, он успел уничтожить кровлю ветеранского дома. Деревянные конструкции жилища, которому почти 80 лет, отсырели от пожарной пены, полностью осыпался потолок, погибла мебель. В итоге ветераны вынуждены уже 10 дней жить в чудом уцелевшей от огня бане.
Муниципальные чиновники откликнулись на беду Тимофеевых своеобразно – выплатили единовременное пособие в 20 тыс. руб. и пожелали крепкого здоровья. «Этих денег хватит в лучшем случае на четверть ремонта. А помочь старикам некому, детей у них нет. Единственный племянник безуспешно пытается добиться от городских и районных властей более существенной помощи», – рассказывают соседи погорельцев.
«Мне 86 лет, а жене пошел 85-й год. Думали, доживем свой век спокойно, а теперь ютимся в бане, – цитирует Ивана Тимофеева информагентство V1.ru. – Соседям-погорельцам их организация помогла, а нам – некому. Сейчас в доме нет света, потому что сгорела электропроводка, систему газа мы отключили. В хате все сыро и залито грязью. Нам нужно всего лишь восстановить крышу и потолки, а уют мы и сами наведем. Если пойдет дождь, дом рассыплется».
По предварительным подсчетам, на ремонт ветеранского дома нужно 100 тыс. руб. Местные информагентства сообщают, что после поднятого в волгоградских СМИ шума администрация Советского района вроде бы взялась найти эту сумму и обещала помочь супругам Тимофеевым с ремонтом.
«Драматичные истории с Иваном Обихвостом и супругами Тимофеевыми показали, что городские власти фактически не контролируют ситуацию в ветеранской среде, – говорит Евгений Калинин. – И это притом, что ветераны Великой Отечественной – все наперечет, их становится все меньше и меньше с каждым днем. Если ситуация не изменится, бывший Сталинград рискует приобрести репутацию города, беспощадного к своим защитникам».