Фото ГУ МЧС России по Республике Татарстан
«2-3 февраля в Республике Татарстан ожидается сильный снег, метель, ветер до 26 м/сек. Просьба автолюбителей воздержаться от поездок на автотранспорте. МЧС Республики Татарстан». Эта sms пришла на мой телефон ровно в 16 часов 19 минут 3 февраля нынешнего года. А уже в 16.23 капитан полиции Андрианов Н.В. закончил составлять протокол о совершенном мною административном правонарушении и выдал мне копию – длиннющую, как чек в гипермаркете.
Я был виноват. Не в том, конечно, что с негодованием отверг заботливое предупреждение МЧС Республики Татарстан и сел за руль. В конце концов, у меня на то были причины. Мне требовалось отвезти больного отца из больницы скорой помощи, что я с успехом сделал. Но потом не повезло.
Не повезло на улице знаменитого на весь мир академика Сахарова – то есть на самых задворках Казани, где я живу вместе с семьей и где на уборку улиц тратят чуть больше времени, чем дали когда-то главному советскому диссиденту на Съезде народных депутатов для самого известного своего спича. Мой джип, проплыв на тормозах по снежной каше с десяток метров, ткнул в корму черную «Тойоту», дожидавшуюся зеленого света.
Из машины вышел раздосадованный парень лет 25. Я тоже вышел. Со стороны вроде повреждений никаких. «Сильно задел?» – спрашиваю. «Сильно», – отвечает парень, указывая на небольшую – с ладонь – вмятину на бампере. Смотрю на свой бампер. На нем небольшая царапинка – и все. «Вину признаете?» – неожиданно спрашивает меня водитель «Тойоты». Вину? В чем? В том, что автомобильная дорога превратилась в снежную кашу, под которой застыла твёрдая корка льда, и, пока мы мило беседуем, нас сверху засыпает ледяной дождичек вперемешку со снегом? «Нет, – отвечаю, – не признаю. Я за погоду, тем паче – за казанские дороги (а это отдельная песня: удар, удар, ещё удар, опять удар – и вот…) не в ответе. Давайте вызывать ГАИ».
Инспекторы приехали через два часа. Небольшая деталь. Пока дожидались гаишников, водитель «Тойоты» предложил самостоятельно набросать схему ДТП и отвезти ее своим ходом в ГАИ. «А то понимаете, – говорит мой визави, – я звонил, они говорят, что приедут еще нескоро. У них вызовов сегодня много. Сейчас оформляют пьяного, а потом у них еще три заявки, так что… Едем? Только надо, чтобы вы признали вину. Чтобы не было разногласий». Я не соглашаюсь. Пусть приезжают, когда захотят. Хоть ночью. Я буду спать в машине. Пусть будят. Пусть в окошко замерзшее постучат, когда приедут.
Впрочем, поспать мне не удалось. Минут через 20 на обочине припарковалась патрульная машина. Очень может быть, что инспекторы, взволнованные дорожно-транспортным происшествием на улице академика Сахарова, отменили свои все свои заявки и устремились к нам, несговорчивым. Полицейские – один в чине капитана, другой с сержантскими погонами – с ходу объявили меня виновным. Я им про погоду, про недостаточную видимость (это когда снег, туман, сумерки, метеоритный, пардон, ледяной дождичек, или еще что-то в этом духе, о чем заботливо предупредила меня рассылка МЧС). Они в ответ: погода не при чем. Вы сами виноваты. Не соблюли дистанцию.
«Товарищи инспекторы, – говорю, – какая дистанция, когда машина моя, даже с выжатыми до пола тормозами на всех четырех колесах, не тормозила, а просто плыла по снежной каше, в которую превратилась дорога». Капитан полиции Андрианов, вежливо справившись для начала о моем имени и месте работы, неожиданно стал излагать факты собственной биографии. Он, мол, в ГАИ уже 9 лет, из чего следует, что я все равно виноват. Не соблюдаю дистанцию. Я махнул рукой. Пишите, что виноват. Рисуйте. Я вам на разборе постараюсь разъяснить, что это не так.
Начну я, пожалуй, с того, что открою тайну. В Казани никто не соблюдает дистанцию. Не потому, что краса Востока – пристанище неумелых, злых или невежественных водителей. Просто это невозможно сделать! Когда ты оставляешь перед собой на дороге метров десять жизненного пространства, их тотчас норовит занять какой-нибудь гражданин. Спешащий по делам безнадежного превращения Казани в культурную столицу тюркского мира, или на отлов владельцев халяльных кафе (которые отнюдь не халяльные), или же просто несущегося домой, чтобы досмотреть местный сериал «Черное озеро» про оперативников с умными, честными и чуть уставшими глазами.
Соблюдать дистанцию в Казани можно только по воскресеньям. Когда машин на дорогах нет. Или по праздникам. Или в непогоду, когда «ожидается сильный снег, метель, ветер до 26 м/сек», как это было 3-го февраля нынешнего года, и я не имел возможности избежать столкновения с «Тойотой», дожидавшейся зеленого света на перекрестке улиц Сахарова и Закиева.
Казань