В Волгограде вновь заговорили о необходимости переименования города в Сталинград. Безусловно, нынешнее обострение интереса к городской топонимике имеет прежде всего сезонный характер – через неделю, 2 февраля, волгоградцы отметят очередную годовщину победы в Сталинградской битве. Однако оптимизма сторонникам переименования добавляют два новых существенных обстоятельства – возвращение Сталинграда предлагается организовать за несколько месяцев до празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также в разгар второй холодной войны России с Западом.
Судя по всему, на эти два новых политических фактора и делают ставку коммунисты, организовавшие 23 января круглый стол в Волгоградской городской думе. В его заседании приняли участие депутаты городского парламента и Заксобрания региона, руководители ветеранских и общественных организаций, представители высшей школы.
Хотя аргументы сторонников возвращения Сталинграда на карту России на заседании круглого стола в гордуме новизной не отличались, тем не менее принятое решение – создать специальную рабочую группу по организации переименования – позволяет предположить, что сезонное топонимическое обострение обусловлено не только политическими спекуляциями функционеров обкома КПРФ. Так что вопрос о переименовании Волгограда, вполне вероятно, может скоро перейти в практическую плоскость.
Создание рабочей группы с участием в ней не маргинальных активистов левых организаций, а респектабельных депутатов разных уровней – это отчетливый сигнал общественному мнению. Возможно, на Старой площади происходят (если уже не произошли) сдвиги в отношении вопроса о переименовании города. И, зная это, коммунисты спешат присоединиться к топонимическому проекту, который они продвигали до того, как он стал фактором респектабельной российской политики.
Надо признать, что у сторонников переименования вряд ли будет для этого более благоприятная политическая ситуация, чем сейчас. Есть основания полагать, что 70-летие победы над фашистской Германией, которое отмечается 9 мая, будет сопровождаться переоценкой роли Сталина в Великой Отечественной войне. Сегодня в общественном мнении России достаточно активно продвигается не просто сталинский ренессанс, но и разворачивается кампания по дехрущевизации. Хрущев фактически объявлен врагом русского народа, передавшим Крым Украине. Однако Хрущев также переименовал Сталинград в Волгоград. В таком ракурсе российской общественности будет достаточно легко объяснить обратную топонимическую комбинацию: вернули в Россию Крым и Севастополь, вернем и Сталинград.
Разгорающаяся вторая холодная война также добавляет аргументов сторонникам возвращения Сталинграда. Это в 2014 году во время визита в Нормандию президенту РФ еще нужно было блюсти некую европейскую респектабельность в деликатном вопросе возвращения на карту России города Сталина. «Этот вопрос должны решить сами горожане на общегородском референдуме», – сказал тогда Путин.
Однако за минувший год случилось слишком много событий, чтобы полагать, что нормандский рецепт российского президента волгоградцам остался неизменным. Хранить европейскую респектабельность Москве больше незачем – страна круто развернулась на Восток, одновременно сворачиваясь в русский мир, живущий по своим законам и традициям. Да и, похоже, праздновать 9 Мая в Москву приедут далеко не все наши западные партнеры. А вот патриотическую волну внутри России поддерживать необходимо, равно как и закреплять «крымский консенсус» ведущих политических партий, включая КПРФ, лидеру которой также нужно отчитаться перед однопартийцами о достигнутых успехах в юбилейный год Победы. И для решения всех этих задач возвращение Сталинграда представляется эффективным политическим инструментом. Тем более что переименование города-героя можно провести не общегородским референдумом (волгоградцы – народ строптивый, не все в тренде), а президентским указом или решением Госдумы.
Переименование Волгограда в Сталинград укладывается в рамки активно развиваемых Кремлем концепций «исторической справедливости» и «недопущения фальсификаций истории войны» (битва была Сталинградской, а не Волгоградской, звание города-героя присваивали Сталинграду, а не Волгограду и пр.). Эти концепции стали важными полями сражений второй холодной войны, и, судя по всему, Москва намерена на этих полях пока стоять насмерть, в соответствии со сталинским приказом «Ни шагу назад!».