Фото пресс-службы московской патриархии
Заседания Священного Синода Русской православной церкви ждали с большим нетерпением. Синод заседал 19 марта весь день, начиная с полудня, а свои решения обнародовал поздно вечером. Этих решений ждали разные люди и по разным причинам. Одни хотели услышать о позиции Московского Патриархата по поводу экстраординарных событий вокруг Крыма. Нетерпеливое ожидание этой группы любопытствующих было подогрето тем, что накануне на оглашении Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию и церемонии подписания исторического договора между Россией и Крымом в кремлевском Георгиевском зале не было Патриарха Кирилла. Обычно глава РПЦ слушает президентские Послания, сидя в первых рядах, рядом с государственными чиновниками.
Другие надеялись, что Синод вынесет свое решение по поводу скандальной ситуации в Казанской духовной семинарии. Их ожидания и надежды сбылись, но не в полном объеме. Митрополит Анастасий (Меткин) освобожден от должности ректора семинарии с формулировкой: «В связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией». Протодиакон Андрей Кураев, который три месяца назад выступил с разоблачениями сексуальных злоупотреблений со стороны руководства Казанской семинарии, язвительно замечает по поводу формулировок Синода: «Но ведь не могли же его уволить за эпатажную деятельность в блогосфере!» Как мы помним, за «эпатажную деятельность в блогосфере» уволили из Московской духовной академии самого Кураева. В своем блоге протодиакон отметил, что Анастасий продолжает руководить митрополией. Однако казанские обозреватели обсуждают между собой, что рано или поздно митрополита ждет почисление на покой. Конечно, с благодарностями и почетом. Ни о каких скандальных обстоятельствах журналы заседания Синода и в этот раз не упоминают.
Но вернемся к другой теме собрания епископов РПЦ, которая имеет более широкое общественное значение. В среде верующих и религиоведов обсуждается будущее Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и отдельно – ее епархий в Крыму. Крым разделен между тремя православными епархиями, входящими в УПЦ МП. Высказывалось предположение, что Церковь могут «попросить» укрепить новый статус полуострова особым статусом этих епархий. Например, объединить их в особую митрополию вне УПЦ МП. Трудно было в эту возможность поверить, но накануне Синода от влиятельных и медийных персон РПЦ прозвучали слова одобрения в адрес российских властей и их действий в Крыму.
Синод принял специальное заявление по ситуации в Украине, а также подчеркнул, что «Крым был и остается неотъемлемой частью нашей единой и многонациональной Церкви». «Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства», – говорится в специальном заявлении епископов.
Изменение юрисдикции крымских епархий выглядело бы вызывающим волюнтаризмом и катастрофически отразилось бы на позициях Московского Патриархата в Украине. В подобных случаях Церковь не спешит следовать за политической конъюнктурой. Мы помним, что в 2008 году РПЦ устояла перед искушением прямого вторжения в церковную жизнь Абхазии и Южной Осетии. Она подтвердила свою формальную приверженность соблюдению прав Грузинской православной церкви на эти территории. РПЦ также не сбилась на агрессивную риторику в отношении грузин, хотя между нашими государствами прервались дипломатические отношения. Наоборот, Церковь объявила о своей миротворческой позиции. Тогда, как и сейчас, наверное, некоторые административные круги проявляли недовольство принципиальностью Московского патриархата.
Тем не менее жизнь бросает Церкви все новые вызовы. Так случилось в Абхазии, так может случиться и в отношении Украины. Отказ от следования политической конъюнктуре, безусловно, делает позицию РПЦ сильной, но только в случае, если ее украинская часть не позволит себя увлечь центробежным тенденциям. Московский патриархат укрепил связь с УПЦ МП, введя ее временного главу митрополита Онуфрия (Березовского) в число постоянных членов Синода.
«Беспорядки происходят по всей стране», – так описывает Синод состояние дел в Украине. Заметим, глагол употреблен в настоящем времени, значит, епископы осознают, что в стране не достигнуты равновесие и стабильность, дестабилизирующие процессы продолжаются. Что касается диалога с непризнанными в православном мире, но национально ориентированными церковными организациями, то РПЦ остается на достаточно жесткой позиции «возвращения раскольников после покаяния». Выступление киевского Патриарха Филарета (Денисенко), сделанное в тот же день, 19 марта, где Кремль обвиняется в стремлении уничтожить украинскую независимость, заставляет усомниться в готовности «раскольников» к покаянию перед «московской Церковью».
Неизвестно, насколько глубоко пройдет трещина в отношениях двух государств и соответственно двух народов. «Противоположные общественные тенденции, попеременно берущие верх одна над другой, поляризуют украинское общество, – говорится в заявлении Синода. – Церковь, возвышаясь над этими разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения». Таким образом, Московский Патриархат заявляет об отсутствии политической ангажированности и, как следствие, готовности сотрудничать с любой легитимной властью. Однако в самой Украине с настороженностью восприняли слова Патриарха Кирилла, которые он произнес еще 14 марта: «Всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать, – это разделить наш народ и особенно оторвать южные и западные русские земли от единого мира».
На повестке дня остается возможность самовольного или с участием других православных центров провозглашения единой, но независимой Украинской церкви. Мнение члена Синода РПЦ митрополита Онуфрия может оказаться недостаточно авторитетным для тех верующих, кто настроен на создание сугубо национальной Церкви. В таких вопросах решающими могут оказаться чисто политические обстоятельства, не зависящие от священнослужителей. Синод РПЦ, естественно, не рассматривал подобную возможность. Так же как не рассматривал возможность все-таки изменить статус крымских епархий, если УПЦ будет потеряна для Москвы. Подобные вопросы остаются в зоне кулуарных обсуждений.