Камеры в школах во время сдачи ЕГЭ сделали свое дело, теперь коррупция перейдет в вузы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Вот уже несколько дней продолжается скандал, вызванный изменениями в списках предметов, требуемых вузами на вступительных экзаменах. Он наглядно демонстрирует уровень неразберихи во взаимоотношениях высшей школы, Министерства образования и науки РФ и общества. Ведомство заявляет, что действует в интересах вузов и по их «просьбе», вузы жалуются на «требования, которые выдвигают чиновники к высшей школе», а студсоветы и депутаты вступаются за обиженных абитуриентов.
Предыстория такова. 12 февраля на сайте Московского государственного института международных отношений появился утвержденный руководством вуза перечень вступительных экзаменов, в котором обнаружились изменения. На самых престижных направлениях – юридическом и «международные отношения» – вместо иностранного языка появился экзамен по географии. Так как географию заканчивают изучать в 9-м классе школы, а МГИМО был и остается самым вожделенным вузом для поступающих, то это вызвало довольно сильный резонанс в обществе. Отреагировали все. Минобразнауки попыталось быстро оправдаться.
Согласно пояснительной записке, которую прислало в редакцию «НГ» Министерство образования и науки РФ, в ведомстве не исключают той ситуации, что вуз изменит третий (четвертый) необязательный экзамен, но настоятельно советуют вузам этого не делать, чтобы не «дезориентировать студентов». И потому что де-юре вуз автономен.
Напомним, что до нынешнего года обязательными предметами на вступительных экзаменах были русский язык и профильный предмет. К ним добавлялись два экзамена, из которых брали либо один на выбор, либо сразу оба. В этом году список дополнился еще двумя на выбор (как утверждают чиновники Минобразнауки, по настоятельной просьбе самих же вузов).
Этот маневр не остался незамеченным. Возмутились депутаты Госдумы РФ и потребовали запретить Минобразнауки вольничать. Чтобы не травмировать школьников, активно готовящихся к ЕГЭ, расширение списка депутаты предлагают разрешить только со следующего года, мотивируя это тем, что школьники не успевают подготовиться.
Минобразнауки же, наоборот, уверяет, что 3 месяцев вполне достаточно для подготовки к «экзамену жизни». Иначе возникает закономерный вопрос: а что школьники делали в течение всех лет обучения в школе? И что будут делать в оставшиеся до окончания школы три месяца?
Судя по этому высказыванию, можно предположить, что чиновники ведомства слабо осведомлены о том, что в выпускном классе школьники учат только те три-четыре предмета, которые им пригодятся при поступлении в вуз. Плюс они посещают курсы при вузах, чтобы сдать то самое пресловутое вузовское испытание, которое для большинства сплошное terra incognita. Или наоборот, в министерстве очень осведомлены и хотят прижать репетиторов.
Есть здесь еще одна деталь. Список специальностей, для поступления на которые можно устраивать эти дополнительные вузовские испытания, год от года растет. И в этом году даже отдельные ректоры выражали удивление, какое отдельное испытание нужно поступающим, например, на направления: «стоматология», «лечебное дело», «международные отношения» и многие другие.
Так что складывающаяся ситуация вокруг еще не начавшихся экзаменов скорее всего говорит о том, что в этом году сдача экзамена будет сопровождаться крупными скандалами во второй фазе ЕГЭ – приема в вузы. Минобразнауки РФ задало высокую планку для своих честолюбивых и исполнительных чиновников. И новый глава Рособрнадзора Сергей Кравцов принялся доказывать свое рвение в деле обеспечения охраны Единого государственного экзамена.
Увы, бдительность во время сдачи ЕГЭ еще не означает избавление от коррупции. Ситуация свидетельствует о перемещении центра тяжести коррупционного процесса опять на вузовских преподавателей. Убыло в одном месте – ожидай, что прибудет в другом.
Итак, начавшаяся кампания за чистоту ЕГЭ, когда обществу раздаются обещания сделать экзамен максимально открытым, обеспечив трансляцию на всю страну, побуждает отдельных людей искать способы обхода строгих условий. Чиновники, в свою очередь, хотят подстраховаться и внести в дело сдачи элемент «внезапности», чтобы не успели выкачать из родителей деньги за успешное прохождение в вуз околовузовские коммерческие структуры. И выходит: экзамен еще не начался, а всех уже лихорадит.