В четверг на официальном сайте Ярославского академического театра драмы имени Ф. Волкова появилась такая вот новость. Сообщение пресс-службы театра: «По поручению 3инистра культуры РФ В.Р. Мединского Российским государственным академическим театром драмы имени Ф. Волкова были рассмотрены документы, составленные Российским государственным театром драмы имени А.С. Пушкина (Александринским), по поводу создания Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный центр драматического искусства» (ФГБУ «НЦДИ»).
При этом министром было подчеркнуто, что вхождение какого-либо юридического лица в предполагаемый центр является абсолютно добровольным. Полностью согласны с мнением заместителя министра культуры Российской Федерации Елены Борисовны Миловзоровой: «Любая идея обсуждается при трех условиях: наличии концепции, логики реализации и правовых возможностей. Если хотя бы одной составляющей нет, обсуждать даже самые интересные идеи бессмысленно».
В связи с этим, тщательно изучив предложенный проект, сообщаем, что вхождение ФГБУК «Российский государственный академический театр драмы имени Ф. Волкова» в предполагаемый центр не представляется возможным».
Эх… Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает… Но, может быть, все еще не так безысходно?
Эта новость стала продолжением истории, которую накануне на свет божий вытащил Интерфакс. Ссылаясь на анонимный источник, близкий к руководству Минкульта, агентство первым сообщило о возможном объединении Волковского театра с Александринкой, а, по информации «НГ», третьим участником этой компании предложили стать Ярославскому театральному институту. «Вопрос о возможном слиянии сейчас обсуждается в Минкультуры по инициативе некоторых театральных деятелей, на днях там прошло совещание по этому вопросу с участием худруков этих театров», – заявил источник. По словам собеседника агентства, речь идет о создании единой дирекции и единого художественного руководства. «В случае положительного решения планируется один худрук и два главных режиссера. Бухгалтерия также будет общей», – рассказал источник агентства. «Передайте тем, кто распространяет такой слух, что это – бред», – заявил Интерфаксу худрук Александринки Валерий Фокин. Честно говоря, мне тоже кажется, что у Фокина дел по горло и без объединения с Ярославским театром имени Волкова. Только-только открылась Новая Александринка, а в нем – невиданный театрально-образовательный центр, пригодный для самых невероятных театральных проектов, с фантастическими техническими возможностями. Вообще-то он по-прежнему президент Центра имени Мейерхольда, а ко всему прочему ему же поручили курировать юбилейную программу любимовской Таганки…
Театральные деятели – конечно, люди непростые, даже сложные. Порой очень трудно понять, что же было на самом деле. Комментируя РИА Новости вопрос об источнике этой инициативы, Фокин сказал: «Эта идея рассматривалась в Министерстве культуры».
Если Валерий Фокин считает такое объединение бредовым и невозможным – очень даже хорошо. Такая его позиция очень многих, я уверен, успокоит. Хотя как тут не вспомнить о прошлогоднем проекте Валерия Гергиева? То есть у нас все возможно. Да и не раз уже за последние годы в том или другом виде витала в воздухе идея возрождения дирекции Императорских театров – конечно, не такой, какой она была до 17-го года, но, как говорится, так или иначе… А почему бы нет… Несколько лет назад, кстати, говорили о проекте объединения петербургского Александринского театра с московским Малым, но тогда идею объединения в каком бы то ни было виде категорически отверг Юрий Соломин.
Было время, театры делились. Благодаря активным и деятельным помощникам при Олеге Ефремове раскололся надвое МХАТ. Чуть позже схожая судьба настигла Таганку и Московский театр имени Ермоловой. Кстати, раздел Ермоловского театра произошел, когда главным режиссером театра был как раз Валерий Фокин. Можно даже предположить, что эта давняя травма подталкивает его сегодня к тому, чтобы не делить, а напротив – всех по возможности соединять. Но объединение объединению рознь. И куда больше общего – пусть и при самом первом приближении – у нынешней идеи с прошлогодней, с которой выступил Валерий Гергиев. Даже названия похожие – сейчас вот речь о Национальном центре драматического искусства, а Гергиев предлагал создать Национальный центр академического пения и хореографического искусства, объединив в нем усилия Мариинского театра с его тремя сценами, Российского института истории искусств, Академии русского балета имени Вагановой и Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Забавно, кстати, что, когда идею сочли несвоевременной, непроработанной и нецелесообразной, Валерий Гергиев тоже попытался переложить всю «вину» на Министерство культуры и даже в тех же примерно словах: «Решение принималось в недрах Министерства культуры. А подавалось все это почему-то как идея Валерия Гергиева», – заявил он в интервью РИА Новости.
По-моему, хорошо, что Валерий Фокин считает такое объединение бредовым и невозможным и публично заявил об этом. А бумаги, которые прислали в Ярославль, – что же, будем считать их случайными, как в любимой пьесе Валерия Фокина, в «Ревизоре» Гоголя, почтмейстер говорит: «Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».
Проблема в том, что эта история на несколько дней выбила Ярославский театр из колеи. Жили, работали, за последние несколько лет, это очевидно, театр этот, старейший в России, вырвался в лидеры, стал одним из лучших в России, вообще в России, не только в провинции. Ежегодно номинируется на «Золотую маску», получает «Маски», участвует в десятках фестивалей в России и отовсюду привозит премии и награды, сам проводит два больших фестиваля, один из которых – международный. Театр отремонтирован, сверкает, за несколько лет в нем (насколько я знаю, без всякого дополнительного финансирования из Москвы) открыли три (!) новые сцены, то есть успех налицо. Зачем же все это ломать? В театре любое объединение – не на пользу, поскольку неизбежно стирает уникальность каждого, теряет его в толпе. Так странно, что приходится повторять: именно слиянием при советской власти, когда не было других выходов, добивались уничтожения сразу двух театров. Некоторым, правда, и тогда удавалось выжить.