Кубанские православные активисты воспрепятствовали проведению анатомической выставки «Тайны тела. Вселенная внутри». Общественная организация «Православный союз», которую возглавляет активист Роман Плюта, направила обращение в администрацию Краснодара, прокуратуру, а также в Роскомнадзор. Экспозицию хотели открыть в торгово-развлекательном центре «Красная площадь». Однако вчера на его сайте появилось сообщение, что проведение выставки на этой площадке не заявлялось и не планируется.
Некоторые издания указали, что претензии со стороны «Православного союза» возникли целиком ко всей выставке, а Роман Плюта призвал запретить ее «из-за неэтичности». Первоначально, судя по всему, протест общественников все-таки был связан лишь с рядом экспонатов. По словам Плюты, «на выставке многие из них не просто представлены в виде неких учебных или научных моделей, но, например, едут на велосипеде, играют в карты небольшим «коллективом» из трех трупов, а три пары трупов… имитируют половой акт в разных позах!».
В связи с этим непонятен другой комментарий Плюты: активист намерен добиваться полного запрета «Тайн тела», а в письме в Роскомнадзор требует ограничения посещения показов несовершеннолетними (выставка проходила по рейтингу 6+, впоследствии изменившемуся на 16+) в других городах страны. Остается неясным, почему претензии не ограничены конкретными тремя парами трупов. Весьма интересна и сама суть претензии: как-то с трудом представляется, что можно случайным образом пойти смотреть на трупы с удаленной кожей. В связи с чем возникает вопрос: почему вместо того, чтобы заниматься общественным воспитанием и образованием, следуют фактически цензорские правки в сфере культуры? Иными словами, кто не хочет – тот не смотрит, а желающие посмотреть достаточно информированы об эмоциональных рисках.
Не совсем понятна и реакция некоторых представителей Церкви. Так, настоятель Рождественского храма протоиерей Александр Игнатов сообщил, что «делать из человеческих органов выставку – не наука, а коммерция, шоу, зрелище. Скорее всего родные умерших получили какие-то деньги за это. Если человек себя продает на улице, у нас это называется проституцией». По его словам, тела следует не демонстрировать, а похоронить.
Оставив в стороне спорное сравнение с проституцией, сосредоточимся на двух вещах. Первая: обеими конфликтующими сторонами был упущен тот момент, что выставка, помимо всего прочего, призывает посетителей вести здоровый образ жизни. Справедливости ради отметим, что активная публикация на сайте «Тайн тела» отзывов посетителей (рассказывающих, что, насмотревшись на прокуренные легкие, они выбросят сигареты в помойку) наводит на размышления о пиаре. Конечно, «раскручиваться» таким способом не вполне этично. С другой стороны, та же Церковь нередко предостерегает прихожан – и не только их – от противления божьим законам, напоминая при этом о наказании. И если такие негативные сценарии помогают человеку вести праведный образ жизни, то к подобной оздоровительной технологии можно отнести и демонстрацию последствий алкоголизма и табакокурения.
Второй момент относится к последней части высказывания священнослужителя. Несколько неуместным кажется предложение похоронить по-христиански тела людей, которые, вполне возможно, придерживались при жизни несколько иных религиозных взглядов – на выставке представлены тела умерших жителей Китая. Скорее всего этот риторический промах объясняется неинформированностью священника.
В противовес изложенному, следует отдать должное клирику прихода церкви во имя святителя и чудотворца Николая священнику Михаилу Макарову, весьма точно, на мой взгляд, очертившему границы дискуссии. «Я не стал бы запрещать своим прихожанам посещать выставку «Тайны тела. Вселенная внутри», если они идут туда не для развлечения, а с целью познания сложности внутреннего творения человека», – сказал священнослужитель.
В свете недавних споров относительно закона о запрете пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации на ум приходит один из тезисов, заявленных сторонниками самого запрета. Речь идет об опасности диктатуры меньшинства. О самом запрете мы не говорим – тема иная. Однако, если переложить тезис на вышеизложенные события, найдутся кое-какие общие черты.
Противники выставки говорят об этических нормах, тем самым беря на себя роль нравоучителей. В связи с этим вполне резонен вопрос: разве не является чрезмерная активность небольших общественных групп религиозного толка определенной разновидностью заявленной «диктатуры»? Конечно, с некоторыми поправками на сферу культуры. Да и сам термин звучал бы иначе: диктатура активного религиозного меньшинства. Ведь, несмотря на подавляющее большинство приверженцев православия в России, они, как правило, пассивны в общественной жизни.
Причем представители этих групп не раз сами использовали термин «диктатура меньшинства». Пока подобные организации – по всем признакам – подконтрольны: во многих случаях запретительные действия носят политический характер. Диктат «по этическим признакам» всегда вызывает опасения. Тем более что подобные сценарии мы наблюдаем все чаще.