На прошедшей неделе обсуждали высказывание министра культуры Владимира Мединского о необходимости квотировать отечественное кино. Эта тема то вспыхивает, то замирает – и так уже который год. Напомним, что поборники квот считают: российскому кино нужно помочь встретиться с российским зрителем. И для этого стоит законодательно обязать владельцев кинотеатральных сетей отводить отечественным фильмам не менее 20% времени показа. Естественно, хозяев кинозалов такая перспектива пугает. На русском кино не заработаешь, заявляют они, и небезосновательно!
Действительно, редкая отечественная картина способна собрать полные залы. Обычно это крупнобюджетные, распиаренные «монстры» вроде «Высоцкого», «Легенды № 17», предновогодние серийные комедии, романтические истории к Дню всех влюбленных и 8 Марта. И мультфильмы – ведь детей в выходные и каникулы все равно на них приведут, никуда не денутся. От других же фильмов отечественного производства показчики шарахаются как черт от ладана. Их пугают фильмы – лауреаты наших и даже международных киносмотров. Никто не смотрит «фестивальную чернуху» – это вам скажет любой работник коммерческой киносети. Надо отдать должное деловой наблюдательности представителей прокатного бизнеса: в масштабах нашей многомиллионной страны действительно практически никто не смотрит авторское кино, прозванное фестивальным. Но, похоже, не на поддержку последнего направлены усилия сторонников льгот. Государство особенно печется о возвращении средств, вложенных в крупнобюджетные проекты. И поскольку по доброй воле люди не хотят смотреть ни «Матч», ни «Любовь с акцентом», ни «Гагарин. Первый в космосе», ни «1812. Уланская баллада», то надо создать такие условия, при которых смотреть это придется. Ну, так думают наверху – что придется. Что российским фильмам будет дан зеленый свет – и по выгодному расположению в сетке показа, и по льготным ценам. А кто хочет отдавать свои кровно заработанные в карман американскому дяде – пусть платит вдвое и подстраивается под те сеансы, что останутся зарубежным картинам после отечественных.
В отношении введения квот у депутатов и чиновников есть совершенно неоспоримый, как им кажется, аргумент. Это так называемая французская модель. Вот, мол, французы ввели жесткую квоту на показ своих фильмов и тем поддерживают авторитет и финансовую состоятельность отечественного кино. Но это общие слова, поверхностный взгляд на ситуацию. Эксперты терпеливо объясняют, что французская модель – сложный, детально проработанный механизм государственной поддержки национального кино как такового, а не просто набор мер по ограничению показа импортных фильмов в пользу своих. Государство там действительно делает много, чтобы французское кино и сохраняло легенду, и развивалось. Что примечательно, государство при этом и не помышляет о тематических «заказах»! Тут вспоминается забавный эпизод, имевший место на прошлогоднем ММКФ. Знаменитый французский режиссер Константин Коста-Гаврас давал пресс-конференцию после премьеры своего фильма «Капитал». Картина о жестких нравах и грязных махинациях в банковском мире Европы произвела сильное впечатление. «Не угрожали ли вам лоббисты от банковской сферы, господин Коста-Гаврас?» – срывающимся голосом спросила гостя московская журналистка. Тот был удивлен: «Французская система кинопроизводства такова, что банкиры в ней никоим образом не участвуют и влиять на тематику фильмов не могут». Вот она – разница сознаний.
Разоблачитель пороков французского общества и государства Коста-Гаврас – гордость французской культуры. Конечно, французское кино не на 100% состоит из гениев и шедевров. Там есть жанровые фильмы, легкие комедии – их тоже опекает государство. Но ни одна из французских комедий не подпадает под такое определение качества, как «ниже планки». Иными словами, французское кино не стыдно поддерживать на фоне иного. Что же попадет под опеку нашего государства, если закон о квотировании российских фильмов в прокате вступит в силу?.. «Государство, выделяющее львиную долю средств на отечественное кинопроизводство, безусловно, имеет право на то, чтобы наши фильмы не только создавались, но и получали гарантированный доступ к зрителям», – заявил директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. Почему должны получать гарантированный доступ к зрителю фильмы сомнительного качества (а таких у нас, увы, большинство)?.. Потому, что в неадекватных бюджетах этих фильмов участвуют деньги зрителей-налогоплательщиков? Откуда в конце концов уверенность: зритель пойдет на плохое отечественное кино только потому, что сеансов будет больше? Случаи насильственных культпоходов на «Утомленных солнцем-2» и «Сталинград» уже были, но о них становится известно так же быстро, как о разнарядках по участию в «путингах» и толпах встречающих олимпийский огонь.
Система распределения денег на кинопроекты, введение очевидных идеологических «фильтров» в Минкульте привели ситуацию в нашем кино к окончательной депрессии. С такими вкусами, как у нынешних власть имущих, большое кино обречено на деградацию, а малобюджетное – на уход в абсолютное партизанство. Идея квотировать показ российских лент – признак, во-первых, растерянности перед лицом опасности (деньги на производство текут, но назад не возвращаются даже в малой доле), во-вторых, очередное подтверждение того, что главным управленческим механизмом нашего государства остается запрет. Прежде чем думать о том, как наладить контакт отечественного кино и зрителя, стоит подумать, какое кино вы собираетесь «продвигать». Достойно ли оно продвижения. Наши фильмы постепенно исчезают из конкурсов главных фестивалей мира – это симптом очевидного неблагополучия. Попытки раскрутить из выпускников российских киновузов «новую волну» ничем пока не увенчались (кроме такого позора, как, например, показ на Каннском фестивале полнометражного фильма-дебюта Таисии Игуменцевой «Отдать концы»). Большие кинобоссы кричат на каждом углу: «Але, мы ищем таланты!» Якобы ищут интересных молодых режиссеров. Наглядный пример: действительно талантливый молодой режиссер Тимофей Жалнин, победитель многих конкурсов короткометражного кино и, наконец, «Кинотавра»-2013 в категории «Лучший короткометражный фильм» (с картиной «F5»), так и не может найти средств на полнометражный фильм. Никто не спешит взять под крыло яркого дебютанта, очевидного Автора – ведь его не загонишь в рамки «формата», не убедишь снять фильм попатриотичнее.