08.10.2013 00:01:00
Уроки в музеях и на свежем воздухе от классов и школы
Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ»
Накануне закончился конкурс «Учитель года – 2013». В этом году он уже не вызвал интереса даже региональных телеканалов. А ведь были же времена, когда церемония закрытия транслировалась по центральным телеканалам. И репортажи длились более двух минут, сегодня им отведенных. Возможно, потому, что это все-таки не шоу, а профессиональный конкурс, и людям, далеким от школьных проблем, он малоинтересен.
Впрочем, организаторы конкурса в этом году решили немного отойти от привычных канонов. После некоторого перерыва второй этап конкурса опять доверили вести журналистам федеральных СМИ. Корреспондент «НГ» вместе с заместителем главного редактора «Учительской газеты» Ольгой Максимович и корреспондентом РИА Новости Ириной Горюновой вела в этом году открытые дискуссии с учителями – победителями первого этапа конкурса в подмосковном Подольске. 15 претендентов были выбраны из 79 участников по всей России.
Журналисты обсуждали с учителями темы списывания, обучения детей с особыми способностями и школу без уроков и учителей. Конечно, высказывания учителей отличались некой политкорректностью, но кое-какие их предложения, наверное, прозвучали бы откровением для чиновников. Например, учителя готовы отказаться от школ и уроков, но постепенно. Перенести занятия в музеи. Формировать группы школьников не по возрасту, а по интересам и т.д. Судило конкурсантов Большое жюри, состоящее из 11 человек под председательством ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего.
А на третьем этапе вместе с пятеркой лучших в открытой дискуссии участвовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Вел дискуссию главред «Учительской газеты» Петр Положевец. А если еще учесть, что после конкурса с победителями беседовал президент страны Владимир Путин, да еще за закрытыми от прессы дверями, то можно с уверенностью сказать, что возможностей поделиться своими сокровенными мыслями об образовательной политике у учителей было предостаточно.
Конечно, всей этой двухминутной славы на экране ТВ едва ли хватит на поднятие престижа учительства в масштабах целой страны. Да и победитель конкурса – не королева красоты, на светские тусовки Москвы особенно не походит. Но можно ли вообще пиаром поднять престиж учителя? А главное – нужно ли? Есть ли пиар или нет, учительскую профессию ежегодно выбирает значительная часть абитуриентов страны. И это несмотря на скромную зарплату.
Кстати, что меня очень удивило на этом конкурсе, так это то, что почти не говорили о зарплате учителя. В этом смысле показательны данные Организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР), Госслужбы статистики Украины и Федеральной службы статистики Российской Федерации о зарплатах учителей (для вычислений брался минимальный и максимальный уровень зарплаты преподавателей в сфере среднего образования). В России этот предел колеблется в диапазоне от 380 до 1333 долл. В Люксембурге (пальма первенства) он уже колеблется в пределах 4000–8000 евро. (Там же, в герцогстве: визит к врачу – 35 евро, булка хлеба – 1 евро, 1 кг свинины – 7 евро.)
Ну, раз не говорили… причины две. Или правда стали больше зарабатывать. Или поняли, что говорить об этом уже совсем безнадежно.
Комментарии для элемента не найдены.