Жители Петербурга в шестой раз вышли на марш в защиту своего города. Фото из социальной сети «ВКонтакте» сообщества «В защиту Петербурга – марш 5 октября»
В субботу в Северной столице прошел шестой по счету марш «В защиту Петербурга». Его основные темы – спасение археологических памятников Охтинского мыса (как и на самом первом марше в 2007 году) и грядущая реновация исторического центра. Как обычно, Смольный не согласовал предложенный маршрут по Невскому проспекту, марш прошел от станции метро «Горьковская» до Марсова поля. В дополнение градозащитники выставили на Невском одиночные пикеты. В эти же дни вопросы взаимоотношений жителей города с властями, застройщиками и инвесторами решаются в кабинетах Мариинского дворца (где находится городской парламент) и «на местности» – от центра до спальных районов и пригородов.Резолюция марша, собравшего несколько сотен активистов, насчитывает 14 пунктов. На оргкомитете до хрипоты спорили беспартийные и члены партий, группы по культуре и социалке, борцы районного масштаба и противники новых мегапроектов. Они требуют вернуть в госсобственность купленный «Газпромом» участок на Охтинском мысу; провести референдум по «Набережной Европы» – о создании там центрального городского парка вместо размещения федеральных судов; принять федеральный закон о защите Петербурга как объекта всемирного наследия; выработать гарантии против сноса исторических зданий в центре. Голос подали и многочисленные «локальные» защитники своих прав на жилье и среду обитания. Это защитники парка «Малиновка», ставшего символом сокращения зеленых зон за счет постройки огромных храмов или торгово-развлекательных центров. А также выбрасываемые на улицу жители бывшей общаги на улице Ильюшина, которым не дают перевести их жилье в социальное и приватизировать. И, наконец, жители центра, которых в процессе реновации могут выселить куда-нибудь в Шушары, откуда до дальнего Подмосковья порой быстрее доехать, чем до Невского проспекта в часы пик. Плюс противники самозахвата лесов и береговых линий вкупе с борцами с искусственными намывами на Финском заливе, из-за которых в приморском городе скоро совсем неоткуда будет увидеть море.
Кроме того, граждане требуют широкого обсуждения законопроекта о региональных нормативах градостроительного проектирования и введения моратория на проекты планировки и межевания, утвержденных до принятия этого закона. А также отставки главы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и привлечения к ответственности компаний, под видом реновации проводивших уплотнительную застройку. Далее следуют требования по защите зеленых зон и возврату в домовое имущество чердаков и подвалов, отмене проекта города-спутника «Южный» и разработке нового Генплана.
Отсутствие внятного плана развития города начинает мешать и бизнесу. Елена Мургина, директор по PR крупной компании по сносу зданий, признает: «На Западе соседствуют финансовая и духовная модели. И включение духовной в долгосрочной перспективе окупается. Мы объясняем это заказчикам и стараемся выбирать тех, кто это понимает. Например, убедили на одном из объектов оставить сохранившуюся после сноса в советские годы старинную кирпичную стену. Но сейчас плана нет, есть точечная застройка – и мы говорим инвесторам: лучше сразу работать так, чтобы потом, когда появится такой проект, не пришлось сносить эти объекты, как сейчас вы хотите снести другие. Согласования и экспертизы – дело затратное, но мы видим, что оно в итоге выгодно. А чиновникам нужно объяснять, что идеология и стратегия развития города – вопрос жизненный».
«Есть понятие: право на город. Если оно не реализовано, нет разницы – левый ты или правый, за коммунистов или за либералов. Сотни волонтеров отстаивают это право. Мы на практике убедились, что без гражданского контроля возможны ошибки и у чиновников, и у экспертов. А горожане справляются с серьезной работой не хуже чиновников», – говорит Александр Карпов, глава центра ЭКОМ. Под эгидой центра завершается работа по начатой в 2011 году «народной инвентаризации» всех зеленых насаждений города в целях защиты от застройки. Подача депутатских поправок в городской Закон «О зеленых насаждениях общего пользования (ЗНОП)» закончилась в среду. Впервые за многие годы перечень «легких города» определится законом.
История такова. В 2007 году Заксобрание утвердило первый реестр. Результат, как говорит Карпов, расстроил девелоперов и строителей. В 2010 году появился новый перечень, уже от Смольного. Из реестра исчезли многие парки и скверы. Но в результате усилий экологов, инициативных групп, экспертных сообществ, а затем и появившихся в Заксобрании оппозиционных депутатов удалось создать законопроект о ЗНОП и рабочую группу по инвентаризации. Появился контакт и с чиновниками, они уже не сидят, «как в танке». Под эгидой ЭКОМа жители «посчитали» ЗНОП на местах. Около 200 волонтеров прошли обучение. Некачественная работа не принималась. На последнем этапе активисты, в том числе из движения «Красивый Петербург», бросили клич горожанам: скачивать схемы-приложения к проекту закона и проверять свой муниципалитет или любую знакомую территорию – есть ли она в списке ЗНОП и учтены ли тамошние деревья и кусты.
Выявлены «забытые» насаждения: где-то просто ошибка, где-то правовая коллизия. Определение границ ЗНОП позволяет в случае конфликта не только митинговать – недаром из уст общественности все чаще звучит полузабытое слово «референдум», и тенденция относится не только к паркам и скверам. «Право на город», битва за которое была начата интеллигенцией и молодежью в 2007 году с подачи Газпрома (речь о «кукурузине» монополиста на Охтинском мысу), вошло в сознание масс. У городской власти есть шанс вовремя это учесть.
Санкт-Петербург